О воздержанiи и о предстоящемъ исповѣдничествѣ.Братiя и Отцы! Многiе называютъ дни сiи праздничными и увеселительными днями, для того, чтобы имъ въ это время больше ѣстъ и больше пить, и упиваться, не зная, что дни сiи установлены здѣсь не ради многояденiя и пъянства, но болѣе ради преднаученiя и приготовленiя къ наступающей Св. Четыредесятницѣ. Воинамъ, когда они хотятъ идти на сраженiе, предъ наступленiемъ брани отдается распоряженiе и приказъ, чтобы они приготовили надлежащимъ образомъ снарядили свое оружiе и все необходимое въ походъ, дабы, когда настанетъ для нихъ время выступить, не случилось задержки и затрудненiя. По сему примѣру установлены здѣсь и сiи дни, (для приготовленiя), а не ради объяденiя и пьянства и пированiя, какъ мы сказали. Много ѣсть и много пить, въ этомъ состоятъ языческiе праздники; а истинные христiане должны ѣсть и пить умѣренно и чинно, съ благодаренiемъ Богу, и не творить богомъ чрево свое, угождая ему и насыщая, какъ это дѣлаютъ невѣрные. И Апостолъ научаетъ насъ и говоритъ: плоти угодiя не творите въ похотѣхъ (Рим. 13, 14), Однако злой обычай сталъ какъ бы закономъ, и мiръ влечетъ за собою, какъ желаетъ и какъ хочетъ. Но мы, братiи мои, такъ какъ Богъ сподобилъ насъ удалиться и отрѣшиться отъ мiрскихъ золъ и смущенiй, будемъ, сколько возможно, воздерживаться отъ многояденiя и многопитiя; ибо всѣ мы достовѣрно знаемъ, что невоздержанiе въ пищѣ и въ употребленiи вина и многiй сонъ суть причины всякаго грѣха. Ибо и праотецъ нашъ Адамъ доколѣ воздерживался и не вкушалъ того плода, который запретилъ ему Богъ, жилъ среди оныхъ райскихъ красотъ, радуясь и веселясь внутри его; а какъ только преступилъ заповѣдь Божiю и вкусилъ плода, тотчасъ и изгнанъ былъ изъ рая наслажденiя и радости; и сдѣлалось для него невоздержанiе и злое пожеланiе родительницею смерти. Такъ и пять оныхъ городовъ Содомскихъ за то, что предавались чрезмѣрному и безчинному объяденiю и пьянству, жили блудно и совершали мерзкiй грѣхъ мужеложства, подверглись великому отъ Бога и мучительному наказанiю и въ этомъ мiрѣ и въ ономъ, ибо на нихъ пролился огненный дождь и пожегъ ихъ. Такъ пострадалъ Исавъ, первый сынъ патрiарха Исаака, который за то, что предавался гортанобѣсiю и ѣлъ много, сверхъ положенной своей части, отдалъ свое первородство брату своему Iакову, ибо выпросилъ у него и ѣлъ приготовленную имъ снѣдь, за что и былъ возненавидѣнъ и отверженъ Богомъ. Такъ и народъ Божiй: сѣдоша ѣсти и пити, и восташа играти (Исх. 32, 6), и вопить безчинно. Тоже самое, братiе, и теперь повторяется въ мiрѣ, — пьянство, бѣсовское ликованiе, крики и вопли, пляски и сатанинское блудодѣйство; и не довольно имъ на это дня, но даже и до полночи не прекращаютъ они такихъ сатанинскихъ дѣлъ. Такое-то зло, братiя мои, невоздержанiе, и отъ сего, какъ мы сказали, вошла смерть въ мiръ. Посему мы, смиренные иноки, должны воздавать великое благодаренiе Богу, который избавилъ насъ отъ этого ложнаго пути и пребыванiя, и приведъ насъ къ сей блаженной жизни, гдѣ вмѣсто невоздержанiя господствуетъ умѣренность, вмѣсто пьянства постъ, вмѣсто смятенiя миръ, вмѣсто безчинiя и воплей безмолвiе и постничество, вмѣсто празднословiя и срамословiя пѣнiе и благодаренiе, вмѣсто блуда и малакiйства дѣвство, цѣломудрiе и освященiе. Такимъ жительствомъ и пребыванiемъ воспитаны и просiяли Божественные наши Отцы и подвижники, которые при помощи Божiей побѣдили плотскiя страсти, изгнали бѣсовъ, сотворили чудеса, получили славу и царство небесное и содѣлались дивными и славными во всемъ мiрѣ. Одинъ изъ нихъ есть Антонiй Великiй, котораго житiе мы прочитали, и увидѣли, какъ прославилъ его Богъ во всемъ мiрѣ, такъ что сами цари считали за нѣчто великое писать и посылать къ нему нисьма, и обратно получать отъ него. По образу и жительству этихъ святыхъ живемъ и мы недостойные, и любимъ подражать имъ и совершать ихъ добродѣтели; да и должны такъ дѣлать, какъ свидѣтельствуетъ объ этомъ образъ сей, который мы носимъ, и то, что мы оставили мiръ и свою родину, отреклись друзей и сродниковъ, и вступили въ повиновенiе святой обители и въ послушанiе отцу, настоятелю и святому старцу ради Христа, дабы послушанiемъ получитъ спасенiе; о семъ свидѣтельствуетъ и самое исповѣдничество за поклоненiе святымъ иконамъ, за что мы и выгнаны изъ своего монастыря и подверглись заточенiю. Посему будемъ радоваться о Христѣ и сорадоваться другъ другу, такъ какъ Господь ниспослалъ намъ такiе дары, и такъ какъ мы проводимъ духовную жизнь, въ каковой жизни и пребыванiи, если захотимъ, повседневно будемъ имѣть радость и святый непрестающiй праздникъ. Посему умоляю васъ всѣхъ, чада о Господѣ и братiя мои духовные, сколько возможно, будемъ еще усерднѣе трудиться и подвизаться, и держаться православiя и исповѣданiя святыхъ иконъ. Ибо опять прошелъ слухъ, что царь хочетъ нанести намъ новое оскорбленiе; и можетъ бытъ внезапно явится къ намъ какой-либо посланный отъ царя. Но не устрашимся этихъ слуховъ, ибо если мы имѣемъ помощникомъ Бога, то кто возможетъ причинить намъ вредъ? И если прежде Онъ помогалъ намъ, то не сохранитъ ли насъ и теперь до конца? Только мы будемъ стоять мужественно, только будемъ бдительно внимать, и Онъ подастъ намъ крѣпость, силу, утѣшенiе и терпѣнiе въ скорбяхъ и искушенiяхъ, если они найдутъ на насъ по попущенiю Божiю; и такимъ образомъ мы благоугодимъ Ему до конца жизни нашей, и получимъ небесное царство, о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.
|