Достижение сиддхи после соответствующего приближения
Перед совершением ритуалов умиротворения и процветания, а также гневных ритуалов с [сопровождающими их сиддхи разновидностей] «праджня», «продление жизни» и т. д. сначала необходимо выполнить приближение (seva)124, а затем уже приступать к ритуалам – таков метод всех четырёх разделов Тантр. Таким образом, чтобы обрести великие сиддхи, такие как продление жизни на многие кальпы, необходимо достичь предела как йоги с признаками, так и йоги без признаков; однако чтобы получить сиддхи, одолевающие болезни и демонов и т. д. столь многого не требуется. Ритуалы умиротворения, процветания и гневные совершаются в данном порядке соответственно семейством Татхагата, семейством Падма и семейством Ваджра. В том же порядке достигают высших, средних и низших сиддхи. Кроме того, поскольку в каждом из трёх семейств есть все три разновидности сиддхи, называемые высшими, средними и низшими, а также все три ритуала: умиротворения, процветания и гневные, – то в каждом из семейств выполняют соответственно три ритуала (умиротворения и т. д.) благодаря хозяину семейства, матери семейства и гневному божеству семейства. Есть много способов распределения сиддхи по трём разрядам. Если распределять с точки зрения их природы, то высшие – это сиддхи видьядхары, сверхъестественных способностей (abhijni) и совершенного понимания шастр (трактатов). Способность быть невидимым, сила и скороходство – средние. Подчинение своей воле, убийство и устрашение – низшие. Если распределять по предзнаменованиям, то они делятся на те, что проявляются после вспышки, после появления дыма и после проявления тепла125. Если распределять по основам, то есть сиддхи [своего] тела, [ритуальных] веществ и богатства (bhoga). Если рассматривать с точки зрения того, кто их произносит, то есть дхарани благородных (arya), богов (deva) и земных (bhauma)126. Пусть даже податель сиддхи относится к самому высокому уровню, он может даровать низшие сиддхи, если тот, кто их добивается, не проявил при совершении приближения должного рвения. Если же приближение выполнено как следует, то даже божество низшего уровня, обратившись за помощью к другому божеству [высшего уровня], может даровать высшие сиддхи. Как с помощью ритуала истолковать сновидение? Если человек увидел во сне Три Драгоценности [т. е. Будду, Дхарму и Сангху], своё божество (svadevata), бодхисаттв и четверичное собрание (catuhparisad) [т. е. буддистов-мирян, послушников, монахов <при-нявших неполные и полные обеты> (и монахинь)], горы, слонов, водопады, обретение богатств, одежд и т. д., он должен усердно стремиться к достижению сиддхи. В Сусиддхи объясняется, что на стадии йоги божества бывают следующие знаки успешности выполнения начитывания и созерцания: умеренный аппетит, свобода от болезней, исключительное осознание, большая и сильная аура (tejas), благие и пророческие сновидения, восторг при начитывании мантр, неутомимость, испускание благоухания, горячее стремление к приобретению заслуг, глубокое почитание божества. В Дхьяноттаре объясняется, что причины ухода божества следующие: недостаток веры, леность, подверженность голоду и жажде, отвлечение, уныние, сомнения относительно ритуала, отсутствие склонности к начитыванию и медитации, любовь к пустословию, мешающая деятельность, одержимость демонами, дурные сновидения и т. п.; и указывается, что причины приближения к божеству таковы: ослабление влечения, ненависти, гордости, омрачённости и т.д., а также постоянное сосредоточение ума на начитывании.
|