Студопедия — Q Расскажите, пожалуйста, о втором и третьем этапах задания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Q Расскажите, пожалуйста, о втором и третьем этапах задания






На втором этапе предъявляются так называемые серийные ритмы, каждый из которых состоит из нескольких одинаковых по объему групп ударов. Например, нейропсихолог может про­стучать несколько раз по два или по три удара. Темп и последовательность предъявления этих ритмических структур могут ва­рьировать. Испытуемый должен определить, сколько ударов в каждой последовательности одинаковых групп.

На третьем этапе от испытуемого требуется моторное вос­произведение уже описанных серийных ритмических структур. Кроме них, он должен воспроизводить так называемые акцен­тированные ритмические структуры (или узоры, как их иногда называют). Мы помним, что такое воспроизведение еще назы­вают слухомоторными координациями. В акцентированных ритмах сочетаются группы ударов различной силы или предъяв­ляемых с различными интервалами. Например, нейропсихолог может несколько раз стучать три удара медленно, два быстро или два удара сильно, три слабо.

q На этих этапах ошибки также возникают при поражениях пра­вого полушария?

Нет! Они скорее характерны для левополушарных больных. Таким образом, оказывается, что в реализации гнозиса ритмов участвуют оба полушария мозга, но по-разному.

q А какие ошибки возникают на втором и третьем этапах?

Весьма разнообразные. Больные могут ошибаться в оценке объе­ма ритмических групп (в сторону недооценки или переоценки) или воспринимать одинаковые группы ударов как разные по объему. Например, нейропсихолог стучит четыре раза по два удара, а испы­туемый говорит, что слышал «два удара, еще два, еще один и три». При воспроизведении акцентированных ритмических узоров мо­жет наблюдаться хаотическое чередование ударов, полный распад их мелодической организации (Корсакова, Московичюте, 2003).

q Воспроизведение ритмических структур по образцу включает не только гностическую составляющую, но и моторную. Как по­нять, почему больной не может справиться с заданием: вслед­ствие моторных или гностических затруднений?

Вы сможете ответить на этот вопрос, только сопоставив вы­полнение больным разных этапов задания. Так, если больной оценивает ритмические узоры правильно, а воспроизводит их с ошибками, — это моторные трудности. Кстати, для дифферен­циации гностических и моторных затруднений в спорных случа­ях проводится четвертый этап задания, о котором мы упоминали выше. Это выполнение ритмических структур по речевой инст­рукции, например: «Постучите три раза»; «Постучите четыре раза по два»; «Постучите несколько раз такой ритмический узор: два раза медленно, три раза быстро». Если больной ошибается при воспроизведении ритмических узоров по образцу, но верно вы­полняет их по речевой инструкции, — это свидетельствует о де­фиците гностической составляющей деятельности. Если ошиб­ки возникают в обоих случаях, — это четко указывает на наличие дефицита моторной составляющей, который может быть подтвер­жден при анализе результатов проб праксиса.

q А бывает так, что больной правильно воспроизводит ритмичес­кие узоры по акустическому образцу, но ошибается при их вы­полнении по инструкции?

Иногда такие ошибки встречаются. На наш взгляд, они мо­гут свидетельствовать о колебаниях внимания или об истощаемости «в пределах функции», если воспроизведение ритмов по речевой инструкции происходило в конце выполнения задания.

q И последний вопрос по этой методике. Нужно ли строго придер­живаться описанной последовательности этапов ее выполнения?

Нам эта последовательность представляется оптимальной, но отклонения от описанного алгоритма в принципе возмож­ны. Нужно только помнить, что три основных этапа должны обязательно присутствовать.

q А восприятие бытовых и природных шумов тоже нарушается при поражениях и правого, и левого полушарий? Есть ли объек­тивные методы его исследования, или можно ограничиться ана­лизом жалоб больного?

Сначала ответим на первый вопрос. В отличие от гнозиса ритмов восприятие бытовых и природных шумов (и вообще всех звуков путем словесной оценки «выше—ниже». Более простым вариантом пробы является ситуация, в которой нейропсихолог пропевает две пары тонов, а больной определяет, одинаковые были пары или разные. А.Р. Лурия описывал специальный ва­риант этой пробы, в котором на определенную пару тонов па­циент должен поднять руку, а на другую — воздержаться от дви­жения. Таким образом, у любого человека с сохранным акусти­ческим восприятием можно выработать моторные реакции на определенные звуковые стимулы.

q Если больной не справляется с заданием на звуковысотные от­ношения, это говорит о нарушениях работы височных отделов мозга?

Да. Как иногда говорят нейропсихологи, это может свиде­тельствовать о «заинтересованности в патологическом процес­се височных отделов». Однако, если нарушения восприятия ритмов (аритмии) могут наблюдаться при патологии как пра­вых, так и левых височных отделов, то остальные трудности не­речевого акустического гнозиса (например, амузии) — это сим­птомы правосторонней локализации патологического процес­са (Бетонов, Деглин, 1976).

q В начале беседы вы обещали рассказать о неречевых аспектах акустического речевого гнозиса. Что это такое? Как они иссле­дуются?

В данном случае речь идет о восприятии интонационных, мелодических, эмоциональных и других индивидуальных особен­ностей голоса. Наше слуховое восприятие устроено так, что мы легко можем понимать интонацию говорящего с нами человека (уловить в его голосе иронию, одобрение, недовольство, восхи­щение), можем почувствовать, в каком настроении находится наш собеседник (печален он или весел). Услышав голос, мы доволь­но точно сумеем определить возраст человека, его пол. Однако при поражениях височных отделов правого полушария все опи­санные способности частично или полностью утрачиваются; больные теряют возможность воспринимать и распознавать интонационно-мелодическую («просодическую») окраску речи ок­ружающих людей. Кстати, такой дефект с высокой степенью ве­роятности приводит к возникновению вторичных нарушений по­нимания обращенной речи, поскольку речевые интонации несут важную смысловую нагрузку. Выявить описанные выше наруше­ния можно, предъявляя больному для слухового узнавания на­бор речевых высказываний определенного объема, произноси­мых разными людьми или одним и тем же человеком, но с раз­ными интонациями. Отмечено также, что при поражениях кор­ковых отделов правой височной области и (или) подлежащих под­корковых структур изменяется интонационная окраска собствен­ной речи больных: она становится монотонной, маломодулиро-ванной, теряет богатство эмоциональной окраски. Иногда такие больные говорят очень тихо, их голос как бы «затухает» к концу высказывания. Отсюда совет — внимательно прислушиваться к тому, как говорит больной, какова интонационно-мелодическая и эмоциональная окраска его речи.

Рекомендуемая литература

Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантно­го полушария. — Л.: Наука, 1976.

Корсакова Н.К., Московичюте Л. И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 42—43.

Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. — М.: Академия, 2003. С. 32-35.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. С. 89-91,289-295.

Рубинштейн С.Я. Патология слухового восприятия. — М.: Изд-во Моск.

ун-та, 1976. ХомскаяЕ.Д. Нейропсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 106— 116.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1097. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия