Студопедия — Искусство средневековой Европы. гию, обобщив ее, римскими реалиями
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Искусство средневековой Европы. гию, обобщив ее, римскими реалиями






гию, обобщив ее, римскими реалиями. Позже Овидий довел обоб­щение до логического конца, создав почти универсальный для сво­его времени сборник мифов, а Лукиан через век пародировал его в «Разговорах богов». Так получилось и с Данте. Взяв за образец сю­жет Вергилия, он обобщил мифологию, введя в нее христианские реалии и создав многогранную мифолого-религиозную систему. «Божественная комедия» представляет собой следующий этап обобщения, когда к античному синтезу Овидия добавилось, ис­пользуя Вергилиев прием, путешествие в потусторонний мир в ка­честве главенствующей христианской составляющей. Так была по­строена новая, более полная художественная картина мира, соот­ветствующая-религиозной картине, созданной ранее Фомой Аквинским. Искусство здесь, как и философия, следует за религи­ей, хотя, в отличие от философии, его вряд ли можно назвать слу­жанкой.

Когда началась Реформация, поставившая под вопрос тради­ционную христианскую обрядовость, искусство в лице Боккаччо и Рабле способствовало ниспровержению религии. В Древнем Риме искусство Вергилия, Овидия и Лукиана помогло христианству по­бедить философию и язычество, а позже в лице Данте, Боккаччо и Рабле (сыгравшего роль, аналогичную Лукиану) способствовало ослаблению христианства и в конечном счете замене его на выс­шей ступени культурного пьедестала наукой. Аналогом перехода от Данте к Рабле был переход от героического эпоса «Эдды» и «Песни о нибелунгах» к пародированию героизма Мигелем Сервантесом (1547—1616), который подверг осмеянию не только современный ему рыцарский роман, но всю европейскую эпическую традицию. Победившая наука, повернув от чудесного к законосообразному, в искусстве ввела моду на реализм.

Среди театрализованных представлений в Средние века выде­лялись фарсы, имевшие чисто светский, сатирический характер, и мистерии, ставившиеся на религиозные сюжеты: Затем эволюция шла, как и в других видах искусств. Вслед за основоположником классицизма П. Корнелем вместе с Ж. Расином пожаловал коме­диограф Ж.Б. Мольер, современник Сервантеса.

В архитектуре Средних веков господствовал романский стиль, тяготевший к римским базиликам, сменившийся заявившим о себе впервые во Франции в XII в. готическим стилем. В устремленных ввысь готических храмах видят выражение космической бесконеч­ности универсума, олицетворение божественной вселенной, дви­жение духовной энергии. Благодаря витражам готический храм


Культурология в вопросах и ответах

пронизан солнечными лучами, одухотворяющими материю. В. Гю­го называл готический собор «каменной симфонией».

Самым известным архитектором Возрождения считается Ф. Брунеллески (1377—1446) — создатель знаменитого Флорентий­ского собора. Значительнейшее архитектурное сооружение эпо­хи — собор Св. Петра в Риме, созданный по проекту Д. д'Лнжело Браманте (1444—1514), в строительстве которого участвовал Ра­фаэль, а закончил Микеланджело.

Рафаэль (1483—1520), Микеланджело (1475—1564) и Леонардо да Винчи (1456—1519) — три величайших художника Возрождения, создатели росписи Сикстинской капеллы, Давида и «Моны Лизы». А помимо них творили Кранах Старший, Ботичелли, Тициан, Босх, Брейгель, Веласкес и множество других. В живописи в эпоху Возрождения появляется прямая перспектива, светотень; наряду с фресковой начинает развиваться станковая живопись. В XV в. получает распространение гравюра, связанная с ксилографиче­ским способом печати, — свидетельство усиления рациональной направленности в искусстве. Живопись постепенно отходит от синтеза изобразительных искусств в храме. Манерный «маньеризм» сменяется барокко.

Эпоха Возрождения не означала возрождения интереса к ан­тичной культуре как таковой. К отдельным ее сторонам — христи­анской религии, зародившейся в античное время, — он был всегда. Речь идет о росте интереса к другим отраслям античной культуры, прежде всего к искусству в период, когда отрасль, на которую дела­лась основная ставка — религия, испытывала кризис, приведший к Реформации. Расширение использования наследия античности да­ло новый импульс развитию европейской культуры, можно ска­зать — подняло ее на новый уровень. Художественный и религиоз­ный синтез Данте и Фомы Аквинского привел к возникновению нового качества (чему способствовало отсутствие ярко выраженно­го лидера среди отраслей культуры) — эпохе Возрождения. Возро­ждению свойственна целостность, идеальное внутреннее равнове­сие культуры, которая еще не ушла от Бога, но вернулась к челове­ку и показала, что мощь художника определяется масштабностью синтеза, который он творит. Эпоха Возрождения предприняла по­пытку создать всеобщий синтез ~~ от Данте до Шекспира, за кото­рым последовало изменение на пьедестале почета культуры. Как в Древнем Риме, господствовавшее подверглось осмеянию (Лукиа-ном и Апулеем тогда, Рабле и Сервантесом теперь). В итоге искус­ство помогло стать лидирующей отраслью культуры науке.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 388. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия