Студопедия — Религия как мировая культурная система
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религия как мировая культурная система






Сведение понятия «религия» к глаголу «связывать» комментирует­ся Д. Вико в том смысле, что религии связывают человека мораль­ными предписаниями и страхом перед богом.

Религия основывается на вере и соответствующих действиях (культах). Если невозможно достичь истины с помощью рацио­нальных умозаключений, к чему стремилась философия, значит, надо уверить себя в ней. Так на смену и в дополнение к разуму при­ходит в качестве высшей духовной силы вера. Провозглашается, что имеющий веру хотя бы с горчичное зерно способен сдвигать I горы. Это радикальный переворот в культуре. «Вера — распятие ра­зума», — говорили философы Серен Кьеркегор и Мигель Унамумо. Действительно, чтобы прийти к вере, приходится отказаться от многих достижений разума, сменить точку отсчета, перейти к иному;' миропониманию. Христианский теолог Тертуллиан (ок. 160—220), \ прославившийся фразой «верую, потому что нелепо» (впрочем, в его текстах этих слов не могут обнаружить), противопоставил ре­лигиозную веру античной философии: «Мы не нуждаемся в любо­знательности после Христа, не имеем нужды в исследовании после Евангелия», «Что общего у Афин и Иерусалима, у Академии и Церкви?» Если бы все можно было логично объяснить и доказать, не нужна была бы вера. Итак, главное — вера, а начало мудрости — \ страх Господень. У религии существует коллизия между верой и разумом, и человеку приходится выбирать, как Аврааму, когда ему было предложено принести в жертву собственного сына.

Притча об изгнании из рая — еще одно столкновение между ра­зумом и верой. Первые люди предпочли плод познания с древа до­бра и зла запрету Бога и, стало быть, вере в его справедливость и всесилие, и за это были наказаны.

В то же время вера объявлялась вполне разумным состоянием человека. Французский философ и математик Влез Паскаль (XV в.) разделял людей на три категории. «Одни обрели Бога и служат Ему; люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут; эти безумны и несчастливы. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но еще несчастны». Религия не только боролась с философией, но и много взяла у нее. Между философией и религи-: ей есть немало сходства, которое не замечают, когда видят лишь борьбу. Уже Платон обожествил понятия, которые для того, чтобы стать религиозными, должны были только сбросить свою рацио­нальную одежду. Без платоновского мира идей и высшей идеи бла­га не возникло бы представление об идеальном всеблагом Боге. Ес­ли бы не философия, из мифологии не скоро получились бы иде-> альные (от идей) представления о Святом семействе, столь далекие


Культурология в вопросах и ответах

именно своей идеальностью от языческого пантеона, в котором слишком много приземленно-человеческого.

Хотя Христос проповедовал вдали от философских центров, само христианство была эллинизировано апостолом Павлом, и без этого церковь могла бы и не утвердиться. Религия возникает на ос­нове философии в ее развитой (как в Греции) или неразвитой (как в Индии и Китае) форме. Вот почему самые продвинутые рели­гии — христианство и позже ислам — оформляются в своем завер­шенном виде именно на эллинистической почве. Причем религии благодаря своей доступности не только рациональной элите, но более широкой массе приобретают гораздо больший ареал, чем философия. Последняя, уступая лидирующую роль, передает свою идею блага как высшую и идеальный мир в целом религии.

Чтобы появилась религия, должно было появиться слово, т. е. Логос, разум. Человек должен был сначала стать достаточно рацио­нальным, и тогда «слово стало плотью» (Ев. от Иоанна. 1:14), т. е. Логос воплотился в жизнь. С религией появляется дух в полном смысле слова (до этого преобладает чувство в искусстве, чувст­во-разум в мифологии, разум в философии), и появляется духовен­ство как особый социальный слой. Недаром духовность часто ото­ждествляют с религиозностью.

Христианский Бог отличается от языческих тем, что представ­ляет собой, по Вико, чистый ум, в то время как в последних тело и ум нераздельны. Перейти к религии помогла философская абст­ракция, и в религии человек начал испытывать чувства к тому, что в философии было абстракцией.

Сыном человеческим называют человека и Бога, создавшего человека по своему образу и подобию. «Слово (разум, как перево­дит «Логос» Л.Н. Толстой) было у Бога и Слово было Бог» (Ев. от Иоанна). Человек — это разум, одетый плотью; не человек, под­нявшийся к разумности, а разум, спустившийся к человеку. Вера в религии поднялась над разумом, но не уничтожила его. И разум зрел в религии, чтобы через полторы тысячи лет создать новую от­расль культуры — науку.

Верно и то, что религия была альтернативной философии от­раслью, зародившейся в другой, менее рациональной культуре из мифологических представлений. Ее мифологичность очевидна из сопоставления мифологических сюжетов с религиозными (см. гла­ву 5), хотя и здесь имеются принципиальные различия.

Религия, по Э. Кассиреру, в отличие от мифологии, дает нача­ло чувству индивидуальности (в мифологии преобладает коллек­тивное сознание). Понятие «религия» применимо и к совершенно








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 419. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия