Студопедия — Значение мистики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Значение мистики






приобретение космического сознания, сверхсознания) позволяет преодолеть осознание смертности и страх смерти. Борясь против смерти, мистика соединяет человека с Вечным. «Это не было убеж­дение, что я достигну бессмертия, это было чувство, что я уже об­ладаю им», — говорится в одном из сообщений1.

С мистикой тесно связана магия, которая находится в таком же отношении к мистике, как техника к науке. Магия — техника мис­тики, а магические обряды — прообразы последующих более разви­тых ритуалов. Многие магические действа основаны на стремле­нии вызвать какое-либо явление природы путем подражания ему, и это свидетельствует о больших возможностях подражания перво­бытного человека и значении, которое он этому придавал. Мисти­ческий закон сопричастности по форме (нарисуй изображение врага и проколи его — враг умрет) и по содержанию (заклинание, прочитанное над волоском с головы человека, гарантирует его лю­бовь) — как хорошо должны были первобытные люди относиться друг к другу, боясь обидеть ближнего, если верили в это! Мистиче­ская культура не создала цивилизации, так как мистика не выходит вовне из сферы духа. Но без нее последующая эволюция была бы невозможна.

Мистическую духовность еще нельзя назвать в полной мере ра­зумной деятельностью, но она также не относится и к области чувств, так как ее истоком не являются пять чувств человека (ино­гда, имея ее в виду, говорят о шестом чувстве). Это как бы нечто переходное между чувствами и разумом, особый канал связи и приобретения информации.

Мистику можно сопоставить с первым фазисом теологическо­го мышления, согласно одному из основоположников позитивиз­ма в социологии Огюсту Конту. Говоря о трех фазисах геологиче­ской стадии мышления — фетишизме, политеизме, монотеизме, — Конт, по существу, имеет в виду три отрасли культуры: мистику, мифологию, религию. На стадии фетишизма, по Конту, преобла­дают инстинкт и чувство; на стадии политеизма — воображение (главное, что необходимо для искусства, которое упустил из виду Конт). Конт считал, что во втором фазисе предметы лишаются на­вязанной им жизни, переносимой отныне на вымышленные суще­ства. Здесь подмечен переход мистики в мифологию и процесс ста­новления логического мышления. Внутренняя жизнь отходит от вещей и рассматривается сама по себе. Затем, полагает Конт, разум

' Джемс В. Указ. соч. С. 318.


Культурология в вопросах и ответах

начинает все более и более сокращать прежнее господство вообра­жения. Происходит постепенный переход от мифологии к филосо­фии, от теологической к метафизической стадии. Теперь ясно, что на пути рационализма можно выделить не три, а больше стадий. Все началось с дологической стадии, на которой сформировались мистика и искусство. Лишь на стадии мифологии появилась логи­ка и объяснение как таковое. Каждая предыдущая стадия не сдава­лась (да и не сдалась до сих пор), а пыталась взять реванш в иной форме с использованием достижений других стадий, что и удалось дважды (религия и идеология).

 

Искусство как первая отрасль видимой • духовной культуры

Искусство — отрасль культуры, выражающая не практическое, а эстетическое отношение к действительности. Предпосылкой возникновения искусства выступает мистическое воображение, направленное на достижение определенных культурных целей. «Вряд ли можно сомневаться в том, что все человеческое искусство первоначально развивалось на службе ритуала и что автономное искусство — «искуство для искусства» — появилось лишь на сле­дующем этапе культурного развития»1. Постепенно воображение отрывалось от мистических корней и становилось самоценным. А когда оно довлеет и претендует на решение основных проблем, стоящих перед человеком, искусство становится главенствующей отраслью культуры.

Искусство как первая отрасль видимой духовной культуры. Ис­кусство — синтез мистики и языка (в том числе языка живописи, пластики и иных форм культуры), и чем большее значение обрета­ли речь и мышление, тем выше становилась роль искусства. Когда слово появилось, оно должно было рассматриваться как нечто сверхъестественное, хотя бы потому, что имело огромное социаль­ное значение, и это отразилось на значении искусства. Литература вырастала из словотворчества, творила язык, который затем ис­пользовался для создания мифологии.

Искусство создает эмоциональные связи в условиях, когда ло­гические связи еще отсутствуют. В этом смысле искусство названо

1 Лоренц К. Агрессия. М., 1994. С. 83.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 437. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия