Студопедия — Проблемы методологии науки(позитивизм, постпозитивизм, неопозитивизм)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблемы методологии науки(позитивизм, постпозитивизм, неопозитивизм)






Позитивизм (2 пол.19-20вв.). Тип фил-ии, стремящ. преодолеть «недостатки умозрит.метафизики». Фил-я и методология эмпир.науки(добыв.новое знание), языка науки и её эволюции(истории науки). Основ.: Конт.

1. Классич.позитивизм - Конт, Спенсер, Милль (2 пол.19-к.19вв). О.Конт: все достоверные (позитивные) знания даются конкрет. науками. Единств. задача фил. – анализ самого процесса познания. Реш-е этой проблемы: пытался выделить основные стадии истор. развития мышления, полагая, что это была сначала религ. стадия, затем метафизич. с попытками находить причины сущего; затем науч. Стадия(наука строго придерж.фактов и старается точно описать их взаимосвязь).

2. Махизм (эмпириокритицизм)- Мах, Авсанариус, Пуанкаре (к.19-нач.20вв). Принцип экономии мышления, наим.траты сил. Теория эл-тов мира.

3. Неопозитивизм (20-е 20в.-сер20в). Карнап, Рассел, Витгенштейн. Прога анализа науч. знания с целью очистить науку от вненаучных и фил.допущений. Выдвиг. 2 приема: 1.Опр-ть в каждой области знаний исходные предлож-я, кот. констатируют исходные факты. 2.Принцип верификации – проверки. Ввод. тройственный критерий: истинное, ложное, бессмысленное, для кот. можно дать эмпирические указания. Положение, кот. не поддаются такой проверке – бессмысленны.

Рассел: соед-е принципа эмпиризма(наше знание берётся из опыта). Концепция «знания-знакомства» (идея непосредств.познания в опыте чувств.данных и универсалий, всё это выполн.роль строит. блоков, из кот.строится здание естеств.-науч.знаний).

4. Постпозитивизм. (60-70 гг. 20в.) Поппер, Кунн, Фейрбенд. Теория критич. рац-ма (проблемы науч.знания). Задача: выявить формы и методы, позвол. раскрыть историч. динамику развив. науч. знания.

К.Поппер. Наука появл., когда появл. проблема. Научные теории сменяются одна другой вследствие “фальсификации” к.-л. фактов предыд. теорий. Если выявляется к.-то новый научный факт, кот. опровергает предыд. теорию, то новая теорет.модель побеждает старую.

Т. Кун – развитие науч. знания как смена парадигм. Парадигма – научные завоевания повсеместно принятые, из кот. склад-ся хоть на время модель проблем и реш-й, устраив. тех кто занимается этими исслед-ями, то что объед-т членов научного сообщества и явл. их отправной точкой дальше.
И. Лакатос предст. развитие науки как непрерывный процесс выдвиж-я и уточнения гипотез – смена конкурирующих исследоват. программ, та, что более продуктивна, побеждает.

 

26. Феноменология Гуссерля. Феноменология - это фил-я сознания. Представитель: Гуссерль «Логические Исследования». Предполагал, что сознание всегда к ч.-либо направлено, и оно несет в себе идеал. "Назад к предметам" - девиз Г. Он предполагал феноменологию как метод достижения живого опыта, как он возникает во времени и пространстве, это попытка напрямую описать опыт так, как он происходит, без остановки для определения его происхожд-я и объяс-я его причин. "Значение предмета " т.е. как "смысл предмета",есть "ноэма", т.е. мысленное содержание о предмете, или, другими словами, предметное содержание мысли. Предмет мысли, он же вещь, становится «абсолютной субъективностью». Предмет мысли становится чистым ноэзисом ( от греч.: "noesis" - "мышление"). Сознание формирует смысл о предмете." Абсолютная субъективность "-сознание, направленное к предмету, или поток сознания. Г.различил феномен сознания (или чистое сознание, сознание как таковое) и явление сознания (или являющееся сознание, проявление). Два аспекта сознания: сознание как ноэма (предметное содержание мысли) и сознание как ноэзис (смыслоформирование предмета).

 

27. Основы фил.герменевтики.

Герменевтика. Это фил-я понимания, где понимание – бытие чел-ка, нечто, определ.челов.сущ-е. Герменевтика как метод – иск-во толкования текстов(бог Гермес). Дильтей, Шлейермахер, Хайдеггер, Гадамер. Хайдеггер («назад к предметам!»). Язык – дом бытия, чел-к – медиум, посредством кот.говорит язык. Гадамер. «Истина и метод». Понимание – первич.реальность(деят-ть) чел-ка, жив.в мире текстов. Опир-ся на традицию. Творец жизни. «Ты сущ-ешь, если ты понимаешь, тебя понимают». Чел-к – понимающее бытие. В акте понимания: реконструирование текста; реконструир.акта тв-ва автора текста; нахожд.индивид.особ-тей автор.текста. Чел-к всегда внутри герменевтич.круга(круга понимания). Чел-к не верующий, а ведомый языком. Путь познания задачи традицией: предпонимание→предмнение→понимание.

 

28. Психоанализ Фрейда и неофрейдизм.

Фрейдизм - направление, объясн. развитие и структуру личности иррацион., антагонист.сознанию психич.факторами и использ. основанную на этих представлениях технику психотерапии. (Фрейд,Юнг,Райх). Бессознательны по Фр. наши желания и побуждения. Согласно Фр., психика ч-ка представляет собой взаимодействие 3 уровней: бессознательн., предсознательн. и сознательн.. Бессозн. он считал центр. компонентом, соответствующ. сути человеч. психики, а сознат. – лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознат. Созданная Фр. модель личности предстает как комбинация 3 элементов. «Оно»(инстинкт) – глубинный слой бессознательного влечения – психическая сам-сть, основа деятельности индивидов, «Я» – сфера сознательного, посредник м/у «Оно» и «внешним миром». «Сверх - Я» -внутриличностная совесть, кот. возникает как посредник м/у «Оно» и «Я» в силу постоянно возникающего конфликта м/у ними. «Сверх - Я» является как бы высшим существом в чел-ке. Глубинный слой челов. психики, по мысли Фр.а\, функционирует на основе природ.инстинктов, первичных влечений с целью получения наиб. удовольствия. В кач-ве основы - «либидо», кот. охватывает всю сферу чел. Неофрейдизм- течение, зародив.из соед-я фрейдизма с америк.культурной антропологией. Неофрейдизм выдвигает на 1ый план принцип соц.или культур. детерминизма. Фромм: имеется некая челов.природа, сохран. во всех культурах. Фромм связывает неврозы с невозможностью для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества.

 

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 342. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия