Студопедия — Метафизика Аристотеля
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Метафизика Аристотеля






Аристотель (384 – 322). Основатель фил.школы-ликей. Идея единичного бытия вещи: по А. каждая единая вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна. Форма есть действ-ть того, возмож-ю чего явл. материя. Согласно А. в пределах мира чувства вещей возможен последоват. переход от материи к соотносит. ей форме и наоборот. Категории эти становятся текучими. Сущность – это единичное, обладающее самостоят-ю бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» А. делит сущности на низшие и высшие. Низшие состоят из материи и формы. Материя– это первич. материал, потенция вещей. Форма придает материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возм-ти в действ-ть. Понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма– это активное начало, начало жизни и деят-ти. Высшие сущности А. называет чистыми формами. Наивысшая сущность – Перводвигатель, кот. служит источником жизни и движения всего космоса.

Аристотель выделяет 4 вида причин бытия:1) Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. 2) Формальные, в кот. форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. 3) Действующие или производящие – рассматр. источник движ-я и превращ-я возм-ти в действ-ть, энергитическая база формир-я вещей. 4) Целевая или конечная причина, отвеч.на вопросы «Почему?» и «Для чего?».

А. полагал, что чел-к обладает одновременно душой растит., и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной, способной к познанию мира.

 

14. Фил.школы эллинизма. Эллинистич.период(время, когда Гр. утрачивает полит. Самост-ть, полисы исчезают, Гр. – часть империи А. Македонского, войны). Глав.вопрос: как человеку выжить в таких условиях.

Фил.х направления: эпикуреизм (Эпикур, Лукреций Кар); стоицизм (Зенон Китийский, Сенека, Марк Аврелий); скептицизм (Пирроп, Цицерон, Секст Эмпирик).

Эпикуреизм. Движ-е атомов – хаотично, случайно, это и лежит в основе свободы человека. Ц ель фил. – освободить чел-ка от страха перед богами и перед смертью; опр-ть путь чел-ка к счастью. Чел-ку нет смысла бояться смерти(есть жизнь, смерти нет, и наоборот) Þ чел-к со смертью не сталкивается и не знает, что это. Бессмертной души не сущ-т, душа состоит из атомов и после смерти распад.. Человек, кот. не боится смерти, должен видеть смысл жизни в самой жизни, поэтому должен стрем. к счастью Þ ПУТЬ Þ чел-к в жизни должен стрем.к удовол. Удовол-е не связ. с чувств.наслаждением. Удовольствие достигают при сущ-и 2х условий – здоровое тело и безмятежная, уравновеш. душа. Синоним счастья – душевный покой и воля(для его достиж. Чел-к должен руковод-я разумом и следовать принципу меры (ничего сверх меры). Путь к счастью возможен тогда, когда чел-к, руководствуясь разумом и волей, удовлетворяет естеств. и необх. потребности. Свобода человека – его воля, кот. подчинены его чувства, страсти и т.д.

Стоицизм – материал., но не атомист. учение. Жизнь человека предопред. во всех ситуациях. Свобода человека заключ. в том, что он, опираясь на познанные законы (необх-ть действ-ти), может добровольно учитывать необх-ть, ставя цели своей деят-ти. Т.о., свобода оказыв. познанной необх-тью и добровол. следованием её в своей деят-ти.

Скептицизм. В основе учения – логика. Суть: лог.познание противоречиво, каждому суждению мы можем противопост. равносильное ему противоп. суждение Þ многообразие точек зрения Þ чел-к в своей жизнедеят-ти не должен полагаться на лог.познание и вообще иметь к.-л. суждения. Познаваемо только явление, т.е. то, как вещь является чел-ку, каковы чувств. восприятия, впечатления чел-ка об этой вещи Þ сущность вещей не познаваема, достоверные знания относятся только к явлениям. В учении скептиков разработаны четкие положения, подтвержд.эти идеи («тропы» – всего 15 шт.).

 

 

15. Средневековая фил.: генезис, проблемы, концепции. Период от распада Римской имп.до эп.Возрождения(5-14вв.)

Основ­ные этапы фил.: апологетика (защита и обоснование христ. вероучения с пом. доводов, обращ. к разуму); патристика (догматизация учений «отцов церкви», утвержд. несовместимость религ. веры с антич. фил.: Тертуллиан, Ориген, А.Блаженный; 2-5вв); схоластика (рац. обоснование и системат-ция христ. вероучения с использ. идей ант.ф. - 10-14вв, П. Абеляр, Ф. Аквинский).

Основные черты.

Монотеизм (признание единств. Бога).

Креационизм (мир сотворен Богом; творение Бога из ничего; Бог – вечен, Бог предшествует миру).

Идея божеств. откровения – иррац-зм(мир познаётся не разумом, а интуицией, верой, мистикой, религ. откровения).

Провиденциализм (вера в силу бож.промысла в развитии истор. процесса). Чел-к поним.как неделимая личность, об­лад. разумом, свободой воли и совестью. Носителем че­л. личности явл. душа, создан. Богом. Порча души ведет к порче личности. Несоверш-во поведения ч-ка, обладающ. свободой воли - причина зла, кот. не­обх. для гармонии мира.

ТЕОЦЕНТРИЗМ. Предп. опред. понимание Бога как творца мира. 2 подхода в уч-и о бытии Бога: Апофатич. – постижение бога в «-» терминах, т.к. бытие Бога закрыто для челов. сознания(Бог не сотворим, не порождён, не ограничен, не телесен, не обладает привычными св-ми вещей). Катафатический через «+» термины – кач-ва Бога, указ. в свящ. писании(Бог – благодать, искупление, логос и слово, премудрость и любовь, высшая справедливость, свобода, тв-во).

Проблема бытия Бога; соотн-е бога и сотвор. им мира (идеи в уме Бога – общее; чувственно воспринимаемые, сотворенные Богом – единичное);

Проблемы веры и разума: 1)вера и разум несовместимы -Тертулиан; 2) вера предшеств. разуму, являясь аксиомой для него-Кентерберийский; 3) вера выше разума, но разум предщ.вере- П. Абеляр;4) гармония веры и разума при первенстве веры -Ф.Аквинский; 5)идея 2х истин.

Проблема об отношении общего к единичному. Это спор о универсалиях, т.е о прир. общих родов и понятий. Течения: концептуализм (сущ-е общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (призн. первичность общего и вторичность единич.); номинализм (признание первичности единич. вещей реального мира и производности общего (идей, возник. у чел-а в процессе познават.деят-ти).

 

16. Фил.учения эп. Возрождения.

Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв.

Основные направления:

гуманистич.( 14-15вв.) – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валии; натурфилософия (16-нач.17вв.)-Коперник, Бруно, Галилей;

неоплатонич. (сер.15-16вв.)- Кузанский, Парацельс;

соц-политич. (15-16вв.) – Н.Макиавелли;

реформацион. (16-17вв.)-Мартин Лютер, Томас Мюклер, Жан Кельвин;

утопическо - социалистич. (Т.Мор, Т.Компанелло).

Основные черты:

Натурфилософия (одухотв-е природы, наделение ее бож. св-ами, растворение бога в природе. Чел-к - часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром).

Антропоцентризм - воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех соверш.в мире событий.

Гуманизм: хар. понимание чел-ка, как самоценного сущ-ва, как деят.личности. Гуманизм начинается тогда, когда чел-к начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Ф. Возрождения связывала свободу чел-ка, смысл его жизни с его собств. внутр. активностью, творч.й деят-ю, кот. выступала как главный фактор самореализации личности, инд-зации => главные акценты приход. на творч.деят-ть личности, ее свободу, индивид-ть (главные ст. бытия личности).

Способы понимания мира: Пантеизм: Бог сотворил мир, но он не суще-т вне и до мира. Насколько вечен мир, настолько вечен и Бог. Деизм: Бог сотворил мир, существую до и вне него. Но, сотворив, Бог оставил мир, кот. дальше развивался по собств. законам.

 

17. Эмпиризм в новоевропейской фил.17-18вв.(Ф.Бэкон).

Эмпиризм(опыт). «Новый Орагон», «Новая Атлантида». Основатель индуктивно - эмпирич. направления в фил.

Бэкон утв., что чувств.опыт отражает в познании только объективно сущ-е вещи. Ч-ва непогрешимы и есть источник всякого знания. Разраб. индуктивный метод, сост. из наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание будет свободно от ложных «призраков». «Призраки рода» — это ошибки, вытек. из того, что чел-к судит о природе по ана­логии с жизнью людей; «призраки пещеры»- ошибки индивид. хар-ра, завис. от воспитания, привычек отд. людей; «призраки рынка» — это привычки польз-ся в суждении о мире ходячими пред­ставлениями и мнениями без критич. к ним отн-я; «призраки театра» связаны со слепой верой в авторитеты. Знание — сила, а сила эта выр-ся пр.вс. в стимул-и ею чел-ка к действию. Б. указ. на необх. связь знания с экспериментом. научное знание следует за экспериментом, выводится из него непосредственно.Знание не возникает в голове чел-ка само по себе, его нужно получить в рез-те осмысления данных эксперимента.

Метод - это путь, глав. ср-во исслед-я. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего восприятия, и орудия, совершенное саму чел-ку - мысль.

Гл. усл. прогресса знания – соверш-е способности умозаключ-я, важн. формой кот. явл. прав. индукция.

Пути познания: путь паука, путь муравья(узкий эмпиризм), путь пчелы – науч.метод познания(индуктив.-эмпирич.) как обобщение множ-ва част.явления, общие выводы.

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 373. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия