Студопедия — Тема лекции 14 –Архитектура Средней Азии XVI-XVII вв. (часть 1)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема лекции 14 –Архитектура Средней Азии XVI-XVII вв. (часть 1)






В XVI-XVII веках очаги культурной деятельности в Средней Азии сокращаются, концентрируясь в немногих крупных городах. Тем не менее этот период ознаменован определенным подъемом строитель­ной деятельности. Архитектурная программа оставалась прежней: массовые жилища и дворцы богачей, рыночные строения и караван-сараи, культовые здания ислама: мечети, ханака, медресе.Сооружения монументального зодчества отличает значительность масштабов, немногим уступающая архитектуре времени Тимуридов.

В первой половине XVI века им присуще великолепие декора - обильная позо­лота, резное дерево и мрамор, наборные резные мозаики.

Во второй половине столетия экономические трудности в стране и тяготы по­стоянных военных походов приводят к резкому сокращению ассигно­ваний на строительство, в то время как сами масштабы его, особенно при Абдуллахане, возрастают. Перед зодчими возникает задача раз­работки более экономичных конструкций и отделочных материалов.

Возводятся пустотелые с внутренней засыпкой и в силу этого непрочные стены; взамен дорогих и трудоем­ких резных мозаик выделываются майоликовые плиты с мутным, растекающимся узором. В интерьерах вместо сверкающих позолотой росписей вводится простая по исполнению, но весьма эффектная в своей графической узорности двухцветная резьба по гипсу.

Архитектурные достижения этой поры связаны с дальнейшим разви­тием сводчатой техники, обогащающей эстетическое восприятие ин­терьеров. Многообразны в своих построениях и сочетаниях системы несущих арок, гибких гуртов, взбегающих веером от стен, расходясь и дробясь в сложнейших пространственных фигурах при переходе к за­вершающей чаше купола. Художественное выражение конструкции - таково драгоценное качество сводчатых композиций XVI века.

Однако в XVII столетии они приобретают все более декоративные черты, взамен технической целесообразности зодчие стремятся к внешнему эффекту дробных сложно-пространственных построений, нередко маскирую­щих конструкцию и даже вступающих в противоречие с ней.

Развитие архитектуры Средней Азии в XVL-XVII веках шло по пути закрепления ряда традиционных решений, разработанных в пред­шествующие века и следования каноническим схемам, варьирующимся лишь в деталях. Это неуклонное соподчинение неким эталонам ограни­чивало созидательные возможности зодчих рамками комбинаций и перегруппировки отдельных архитектурных форм и деталей.

Существование неких «типовых» проектов подтверждают сохранив­шиеся архитектурные чертежи XVI века бухарского происхождения, среди которых планы караван-сарая, рабата, сардобы, ханака.

Чертежи построены на квадратной сетке модулей (гязов; абсолютная величина их колебалась в разных районах).

Сопоставление памятников сред­неазиатской архитектуры XVI-XVII веков с этими чертежами выявляет их близость, но не идентичность: в практике зодчие старались не повторять типовую схему, а создавать ее варианты. От рассматриваемой эпохи дошло немало зданий культовой архитек­туры и некоторые постройки гражданского зодчества.

Основная литература: 1[330-350]; 2[26-56]; 3[15-26]; 5[35-58];

Дополнительная литература:

Контрольные вопросы:

1. Укажите причины, вызвавшие спад строительного производства рассматриваемого периода;

2. Охарактеризуйте основные строительные приемы, применяемые в данный период;

3. Укажите основные типы общественных и культовых зданий Средней Азии XVI-XVII вв.

4. Какие характерные особенности присущи общественно-культовым зданиям Средней Азии XVI-XVII вв.

5. Существовали ли «типовые проекты» в Средней Азии XVI-XVII вв.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 1076. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия