Таблица № 1. Правовые школы средневековья
Вопросы для сравнения
| Глоссаторы
| Комментаторы
| Гуманисты
|
1. Представители
| Ирнерий, Булгар
| Г. Брэктон, Филлип де Бомануар
| Грациан
|
2. Основополагающие взгляды
| Изучение права:
Цель – изучение римского права по первоисточникам.
Главная задача – правильное комментирование и точное понимание текста.
Основная форма работы – глоссы, т.е. примечания к тексту памятника права, помещаемые на полях или между строк самого текста. Глоссы использовались как средства критического анализа и толкования, объяснения (экзегезы) различных фрагментов памятников.
Нормы римского права должны были, по мнению глоссаторов, использоваться в современной им обстановке.
Политические положения: 1) Отмена системы привилегий;
2) Передача части вопросов из-под юрисдикции церкви и феодальных сеньоров в руки монарха;
3) Оправдание абсолютизма – воля монарха выше и авторитетнее закона.
| Изучение права:
С помощью логических категорий проводили анализ правовых принципов и институтов.
Обращались к интерпретации источников римского права в трудах глоссаторов,
НО большее внимание уделяли изучению естественного права;
Политические положения:
1) Законы создаются и утверждаются не монархом;
2) Долг государя повиноваться закону, который стоит над ним;
3) Провозглашение сословно-представительной монархии;
4) Ликвидация феодальной зависимости;
5) Идея правовой консолидации страны.
| Изучение права:
Изучали источники римского права в оригинале, отбрасывая любые интерпретации.
Цель – выявить историческую специфику каждого источника права.
Политические положения:
1) Приоритет отдавался изучению канонического права, которое регулировало отношения между церковью и мирянами, а также внутри самой церкви;
2) Церкви принадлежит исключительная юрисдикция в делах не только нравственного, но и светского характера;
3) Необходимо было создать правовой комплекс, объединяющий предписания Библии, извлечение из папских булл, трудов Отцов церкви, некоторые нормы римского и обычного права.
|
3. Различия
| В МЕТОДАХ
|
Юридико-догматические методы
| Юридико-содержательные методы
| «Галльский метод», включающий историко-филологический анализ
|
ПРИОРИТЕТ В ИЗУЧЕНИИ ПРАВА
|
Римское и позитивное право
| Естественное право
| Каноническое право
|
СТЕПЕНЬ КОНЦЕНТРАЦИИ ВЛАСТИ
|
1. Абсолютная монархия;
2. Приоритет воли монарха.
| 1) Сословно – представительная монархия;
2) Главенство закона над волей монарха.
| 3) Церковь выше государства;
4) Церковь имеет юрисдикцию во всех вопросах без исключения.
|
4. Сходства
| Изучение римского права;
Использование формально-логических приёмов обработки материала;
Доказательство истинности выдвигаемых положений с помощью ссылок на авторитеты (Бога, римское право, признанных мыслителей и т.д.).
|
Таблица 2. Различив первого и второго проектов идеального государства Платона
Первый проект
| Второй проект
|
Деление граждан:
|
На три сословия
1) философы
2) воины
3) третье сословие
| На четыре класса
по имущественному критерию
|
Переход:
|
из одного сословия в другое возможен в виде исключения
| из одного класса в другой возможен с ростом богатства, хотя рост богатства ограничен
|
Отношение к писаным законам:
|
писаных законов нет
| признается значение писаных законов
|
Форма правления государства:
|
правление философов
| смешанная форма
|
Таблица № 3. Формы государственного правления по Аристотелю.
Правильные
| Неправильные
|
Правление осуществляется в интересах:
|
общего блага
| блага самих правящих
|
Монархия
| Тирания
|
Аристократия
| Олигархия
|
Полития (идеальная)
| Демократия
|
Таблица № 4. Правовые взгляды Аристотеля и Фомы Аквинского
Аристотель
| Фома Аквинский
|
Два вида законов:
• естественные;
• положительные
| Четыре вида законов:
• божественный естественный закон; • человеческий естественный закон; • божественный позитивный закон;
• человеческий позитивный закон
|
Законы дополняют друг друга
| Иерархия законов
|
Таблица № 5. Политические взгляды Аристотеля и Фомы Аквинского
Аристотель
| Фома Аквинский
|
Идеальная форма правления
|
Полития
| Монархия
|
Обоснование выбора
|
Полития – это государство, основой которого является средний класс
| Согласно природе вещей править должен один. Согласно жизненному опыту
|
Таблица № 6. Правовые взгляды Марсилия и Фомы Аквинского
Марсилий
| Фома Аквинский
|
Положительный человеческий закон (закон государства):
|
не связан с естественным законом
| основан на естественном законе, а тот, в свою очередь, является выражением вечного закона, предустановленного Богом
|
Естественный человеческий закон:
|
не является законом в строгом смысле слова, это лишь нравственный закон
| закон без всяких оговорок
|
Закон и справедливость:
|
нет иной земной справедливости, как выраженной в позитивном законе воли всего народа либо значимой его части
| позитивный закон может противоречить справедливости (естественному человеческому закону). Принудительное применение такого позитивного закона есть признак тирании
|
Таблица № 7 Формы правления государства Ж. Бодена.
Демократия
| Аристократия
| Монархия
|
Суверенной властью обладает
|
Большая часть граждан
| Меньшая часть граждан
| Одно лицо
(король или тиран)
|
Таблица № 8. Законодательная власть по идее Ш. Монтескье.
Палата наследственная
| Палата выборная
|
Представляет интересы:
|
знати
| народа
|
Полномочия:
|
призвана принимать законы
| должна иметь правомочие сдерживать нижнюю палату
|