Жизненный порыв и ступени психическогоЕдиной идеи человека в истории не существовало, было три ничем не связанных круга естественнонаучные, философские, теологические. Дальнейшая специализация наук лишь больше скрывает суть человека. Но доверие подорвано и более проблематичным для самого себя человек еще не был. Слово “человек” двусмысленно: а) морфология; б) то, что за пределами природы, связано с культурой - сущностное понятие. Ступени живого и его черты (самодвижение, самоформирование, самоограничение в пространстве и времени) и главное: они не только предметы, но и обладают для себя и внутри-себя-бытием. а) нижняя ступень психического чувственный порыв (бессознательный, лишенный ощущений) чувство и влечение еще нерасторжимо, всегда обладает направленностью на нечто постоянное (пища и пр).- первая ступень души. Это растения, обладающие прафеноменом жизни -выражением (чахлое, крепкое). Связь органов и функций у растений интимнее, Растение менее машинообразно, чем животное. (Чувственный порыв в человеке - субъект первичного переживания сопротивления - корень всякой реальности) б) Вторая форма души - инстинкт, смысловое поведение, целенаправленно, служит виду, но не животному. Инстинкт - реакция на типичное, врожден и наследственен. Это поведение независимое от числа проб. Инстинкты априори привязаны к структуре мира, задано, что будут ощущать и представлять. Инстинкт - специализированный чувственный порыв. Ассоциативная память - признак упадка инстинкта - освобождение органического индивида от привязанности к виду и привязанности к жесткому инстинкту. в) Влечение - освобожденное от инстинкта - признак безмерности. Отделение жизненных задач от наслаждения способами удовлетворения - гедонизм. Образ жизни, ориентированный на наслаждения - старческий признак. г) практический интеллект - способность к выбору и избирательные действия, способность к предпочтению благ или сородичей при размножении (начатки эроса). - интеллект скован, когда внутренние и внешние действия животного служат влечению и удовлетворению потребностей (не чуждо и человеку) - практический интеллект - конечный смысл достижение цели. - интеллект - усмотрение предметного и ценностного обстояния дел в окружающем мире, предвосхищение - отличие от ассоциаций - ситуация нова не только для вида, но для индивида, поведение определяется не структурами мира, а взаимоотношениями окружающего. Динамика влечения в самом животном начинает опредмечиваться и расширяться в элементах окружающей среды (плод - палка) - у животного нет предпочтения в выборе между ценностями (полезного в ущерб приятному). 2. Дух – метафизическое начало человека Существует ли у человека нечто сущностно отличное от животного, если последнее обладает интеллектом? Точки зрения: - различие в степени; - человек метафизичен, относится к мировой основе. Шелер - сущность человека - то, что возвышается над интеллектом и способностью к выбору, но это не то, что принадлежит психическим ступеням (чувственному порыву, инстинкту, ассоциативной памяти, интеллекту и выбору). -Новый принцип лежит вне витальной и психической сторон, он противоположен всей жизни вообще, несводим к естественной эволюции. Дух - созерцание первофеноменов и сущностных содержаний, доброта, любовь, почитание.
|