Социология религии. Пользуясь компаративистской методологией, Вебер занимался сравнительным изучением протестантизма и католицизмаПользуясь компаративистской методологией, Вебер занимался сравнительным изучением протестантизма и католицизма, сопоставлял иудаизм с религиями Древнего Востока. Он видел в религии один из традиционных способов придания смысла социальным действиям человека, культурную форму, задающую и поддерживающую экзистенциальные смыслы, вносящую начала рациональности в мировоззрение и практику повседневного отношения к окружающей жизни. Благодаря • 223 • религии мир превращается в арену действия сверхъестественных сил и существ, которые все вместе составляют целостный космос. Религия не только творит и хранит смыслы, скрепляющие человека с мирозданием в единое целое, но и формулирует важнейшую цель человеческого существования, находящуюся на вершине иерархии больших и малых жизненных целей и обретающую вид идеи спасения. Одновременно она определяет нормативные рамки человеческого существования, поощряет одни формы поведения и запрещает другие, позволяет индивидам отчетливо формулировать свои исходные нравственные позиции, побуждает к социальным действиям, отвечающим религиозно-нравственным критериям и препятствует поступкам, не отвечающим этим критериям. Л. ГУМПЛОВИЧ: ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗИНТЕГРАЦИИ Людвиг Гумплович (1838-1909) — польско-австрийский социолог. Был профессором университетов Кракова и Граца. Основные сочинения: «Раса и государство» (1875); «Расовая борьба» (1883); «Основы социологии» (1885) и др. Предназначение социологии Гумплович считал, что теоретическая социология не вправе уклоняться от эмпирических фактов. Только на их основе она может строить какие-либо обобщения. Ее главная задача заключается в изучении динамики движения больших социальных групп в пространстве и времени. Это движение подчиняется вечным, неизменным законам, которые должна обнаружить социологическая наука. Подобные исходные ориентации позволяют социологии занимать особое место в комплексе социогумани-тарных наук, выполнять координирующую и интегра-тивную функции по обобщению и сведению воедино всех добываемых знаний о жизни общества. Для Гумпловича социальные законы — это разновидность естественных законов. Первые обнаруживают •224< себя через такие факторы, как единообразие проявлений, ритмическая повторяемость (периодичность) основных процессов, обеспечение взаимодействия, координации и целесообразности усилий разнообразных социальных общностей, подчиненность всех человеческих усилий стремлениям к самосохранению, благополучию и властвованию над другими индивидами.
|