Студопедия — Д. ЮМ: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ ПРИВЫЧКИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Д. ЮМ: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ ПРИВЫЧКИ






Давид Юм (1711-1776) — английский философ, ис­торик, публицист. Не имея возможности получить уни­верситетское образование, приобрел обширные позна­ния путем самообразования. Создал 8-томную «Исто­рию Англии».

Основные труды: «Трактат о человеческой природе, или Попытка применить на опыте метод рассуждения к моральным предметам» (1740); «Опыты» (1741); «Ис­следование о человеческом познании» (1748); «Исследо­вание о принципах морали» (1752); «Диалоги о есте­ственной религии» (были опубликованы посмертно в 1779 г.).

Юм исследовал проблему власти с позиций историз-! ма, утверждая, что патриархальная семья с авторитетом отца и институт племенных вождей явились теми перво­начальными формами, из которых развился институт государственности. Имея своей целью обеспечение соци­ального порядка и соблюдение справедливости, власть правителя стала универсальным признаком цивилизо­ванного общежития и единственной реальной силой, спо­собной гарантировать гражданам их естественные права и свободы.

Устойчивая привычка масс подчиняться монарху и правительству сообщает власти легитимный характер традиционалистского вида. Юм придает особое значе­ние такому психологическому феномену, как привыч­ка, что позволяет ему избегать стереотипов теории об­щественного договора, представлявшихся ему несостоя­тельными.

Как историк он не мог не принимать во внимание того факта, что практически все европейские правитель­ства пришли в прошлом к власти через насилие, завое­вания и перевороты. Достаточно долго пребывая во гла­ве государств, правители принудили подданных считаться с их властью. В итоге действительно возникла привычка подчиняться именно данной династии. Чем продолжи­тельнее оказывалось подобное подчинение, тем глубже проникал стереотип традиционной легитимности в со­знание масс.

• 171 •


И. БЕНТАМ: УТИЛИТАРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Иеремия Бентам (1748—1832) — английский соци­альный мыслитель. Окончил Оксфордский университет. В России, где его брат служил генералом, по согласова­нию с князем Потемкиным пытался реализовать свой проект строительства рациональной тюрьмы «Панопти­кум». Ему принадлежат сочинения: «Введение в прин­ципы морали и законодательства», «Паноптикум», «Ос­новные начала уголовного кодекса» и др.

Бентам вошел в историю как создатель основ утили­таристского учения, опирающегося на принцип полез­ности. В своих трудах попытался последовательно про­вести идею тождества пользы и удовольствия, а также мысль о том, что главная цель развития цивилизации состоит в максимизации меры и массы общей пользы путем установления гармонии между индивидуальными и общественными интересами.

Бентам считал, что каждый человек должен при со­блюдении норм морали и права руководствоваться прин­ципом взвешенного сопоставления возможных удоволь­ствий и вероятных страданий, которые его ожидают в результате. Сводя интересы общества к сумме интересов отдельных индивидов, Бентам утверждал, что частное стремление каждого человека заботиться только о себе ведет в конечном итоге к увеличению общей суммы счас­тья в государстве. Он видел в либеральных ценностях, свободной торговле, расширении избирательного права путь к процветанию государств. Выступал с резкой критикой теории общественного договора Ж. Ж. Руссо за ее способ­ность пробуждать в массах бунтарские настроения, нару­шающие стабильность общественной жизни, наносящие существенный вред гражданам и государству и в итоге уменьшающие общую сумму жизненных удовольствий.

Т. МАЛЬТУС: НЕГАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ФУТУРОЛОГИЯ

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) — английский мыслитель. Был священником англиканской церкви, про­фессором истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, одним из основателей Лондон-

• 172 •


ского клуба политической экономии. Идеи его сочине­ния «Опыт о законе народонаселения, или Изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на бла­годенствие человеческого рода» (1798) нашли многочис­ленных приверженцев среди западных теоретиков и по­литиков. Известно, что концепция его главной книги сложилась у Мальтуса в полемике с отцом, привержен­цем идей Ж. Ж. Руссо и У. Годвина.

Социальная футурология Мальтуса исходит из того, что в будущем человечество обречено столкнуться с уг­рожающими его существованию проблемами, от кото­рых его не спасут никакие общественные реформы. Наи­более сложные и опасные из этих проблем возникнут в результате обострения противоречий между возрастани­ем численности населения в геометрической прогрессии и увеличением средств существования в арифметичес­кой прогрессии.

Основными средствами, способными приостановить это обострение, являются негативные факторы, тормо­зящие рост населения — войны, социальные катастро­фы, преступность (убийства), болезни, эпидемии, нище­та, голод и т. п. Гуманизм, при всех его прекрасных свойствах, чреват множеством отрицательных послед­ствий. Различные проявления филантропии, взаимопо­мощи, поддержки, благотворительности лишь будут спо­собствовать перенаселению. Люди должны проникаться сознанием серьезности опасности, угрожающей им и бу­дущим поколениям. Поэтому превентивными средства­ми, смягчающими действие негативных факторов, сле­дует считать нравственную самодисциплину, практику целомудрия, сексуального воздержания до вступления в брак; этику индивидуальной ответственности за содер­жание семьи.

Если сам Мальтус как священник считал неприем­лемыми искусственные средства сокращения рождае­мости (контрацепция, аборты), то его последователи стали рассматривать их как важный инструмент сни­жения роста населения. С позиций мальтузианства тор­мозом роста численности народонаселения является практика снижения заработной платы, падение ее уровня ниже прожиточного минимума. Оптимальной является

• 173 •


модель действия «железного закона заработной платы», предполагающего равенство зарплаты прожиточному ми­нимуму. Мальтузианство считает недопустимыми по­литико-экономические меры борьбы государства с бед­ностью, поскольку в результате возникает эффект, про­тивоположный ожидаемому: население возрастает, а бедность сохраняется.

Р. ОУЭН: УТОПИЧЕСКАЯ ФУТУРОЛОГИЯ

Роберт Оуэн (1771-1808) — английский мыслитель, социалист-утопист. Испытал влияние идей французско­го Просвещения и английской экономической науки. Пытался реализовать на практике свои замыслы и осно­вал несколько коммунистических колоний в США и Анг­лии. В своих сочинениях «Новый взгляд на общество, или Опыты о принципе образования человеческого ха­рактера», «Книга о новом нравственном мире», «Рево­люция в сознании и деятельности человеческого рода» Оуэн стремился доказать, что социальное поведение лю­дей детерминируется исключительно внешними обстоя­тельствами. Человек не обладает свободой воли и не может воспрепятствовать тем причинным воздействи­ям, которые оказывает на него экономический строй. Ему нельзя вменять в вину пороки и преступления, он не заслуживает наказаний, поскольку зло исходит не от него, а от несправедливого порядка вещей. Путь к из­бавлению общества от зла пролегает через установление новых, справедливых отношений между людьми. Чтобы побудить их к избавлению от пороков, необходимо апел­лировать к их разуму.

Подобно французским просветителям, Оуэн был убежден во всесилии рационалистически сконструиро­ванных преобразовательных программ и в готовности человека послушно следовать рассудочным предписа­ниям. Он был уверен, что стоит лишь преодолеть заб­луждения и невежество, проникнуться сознанием ис­тинности и разумности социалистических идей, как откроется реальная возможность для утверждения спра­ведливого общественного строя с обобществленными

• 174*


средствами производства, отсутствием эксплуатации, равной для всех мерой труда и потребления. В специ­альных трудовых колониях будет царить идеальный порядок, исчезнут пороки и преступления. С исчезно­вением социально-экономических стимулов для куль­тивирования злых чувств наступит время господства солидарности, милосердия и любви.

А. ДЕ СЕН-СИМОН:







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 406. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия