Студопедия — ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. АНАЛИЗ ПРОГРАММ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. АНАЛИЗ ПРОГРАММ






Как видно из предыдущего материала, к настоящему времени сложились и действуют на практике при основные направ­ивши обучения изобразительному искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу.

1-ю концепцию всеобщей графической грамоты представляет традиционная, наиболее массовая программа, действующая в большинстве школ страны. Ее современные авторы — В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев;

Это направление имеет свои истоки — время становления Российской Академии художеств (нач. XVIII в.), когда методы и принципы подготовки профессиональных художников в крайне упрощенном виде были «спущены» в общеобразовательные школы на уроки рисования. Основным содержанием и методом профессиональной <и общеобразовательной подготовки считалось рисование с натуры, вначале простых плоских предметов, затем объемных (бытовых и геометрических) в отдельности и их группы (учебные натюрморты) с помощью правил и законов линей­ной перспективы. То, что было профессионально необходимым и значимым для подготовки художников профессионалов, искус­ственно переносилось на общее образование. Основной теорети­ческой и методической базой обучения являлась классическая школа реализма, разработанная мастерами русской академи­ческой школы (П. П. Чистяков, Д. Н. Кардовский, М. Д. Бернштейн, Б. В. Йогансон, П. Я. Павлинов, В. А. Фаворский и др.).

В 1930—1960-е гг. утилитарное значение обучения рисованию в школе усилилось как средство политехнической подготовки школьников. Освоение учащимися «графической грамоты», тех­ники изображения окружающих объектов стало целью программ но.рисованию, обязательных для.всех школ страны. В 70-х гг. название предмета «Рисование» изменили на «Изобразительное искусство». Но суть и принципы обучения от этого не измени­лись. Основополагающее значение рисования с натуры осталось и в традиционных программах, действующих во многих школах и в настоящее время (программы, разработанные под руковод­ством В. С. Кузина).

2-я концепция целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся «а категорию «художест­венный образ», разработана в конце 60-х — начале 70-х гг. за-


 

ведующим лабораторией НИИ художественного воспитания профессором Б. П. Юсовым.

Ее основная идея — «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися». Принципиально отличаясь от предыдущих, она во главу угла обучения поста­вила художественный образ, как главный метод и как результат процесса создания и восприятия произведения искусства. Гра­фическая, изобразительная грамота, являющаяся целью тради­ционной программы, в программе Юсова превратилась в средст­во создания художественного образа в различных видах и жан­рах изобразительного искусства. Изобразительная грамота наполнилась новым содержанием, идущим от специфики языка, от способов создания художественного образа. Прячем эти спо­собы не ограничиваются только рисованием (с натуры, на темы, декоративное, как в действующей программе), но предполагают разнообразные виды изобразительной деятельности: на плоскости, в объеме (лепке), в процессе работы с натуры, по памяти, представлению, на основе фантазии и воображения. Вводится совершенно-новый и очень важный раздел — эстети­ческое восприятие окружающей действительности и искусства. Эта концепция, особенно если учитывать время — начало 70-х — прозвучала откровением и настоящим новаторским от­крытием, поскольку впервые за несколько десятилетий (начиная с 30-х гг.) назвала вещи обоими именами — «искусство должно преподаваться как искусство», а не сводиться к утилитарной «графической грамоте», являющейся одним из средств создания художественного образа. Впервые за много лет искусство в школе стало пониматься как предмет, художественно развиваю­щий и художественно воспитывающий.

3-я концепция приобщения к мировой художественной культуре разработана в начале 70-х гг. проблемной группой НИИ художественного воспитания и эсте­тического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского, ее главная идея - формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя все лучшее, прогрес­сивное, что было в предыдущих концепциях, в том числе и тео­рии художественного воспитания, разработанной в 20—30-е гг. (теоретическое наследие П. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др.), а также опыт художест­венного образования в других странах. Художественный образ в этой концепции занял место средства формирования художест­венной культуры учащихся и тем самым поставил личность ре-


 

бенка во главу угла обучения и воспитания, усилив социальные функции искусства (см. схему 1).

Чтобы более глубоко разобраться в сути основных концепций художественного образования, понять их роль и место в содер­жании школьного образования, предлагаем фрагменты деловои и г р ы «Ученый совет: „СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"»[8].

I. Цель игры: выяснить суть и содержание различных концеп­ций художественного образования, исторически сложившихся в нашей стране; определить причины (их истоки) принципиальной разницы в разных подходах обучения изобразительному искус­ству в школе; выделить из прошлого и настоящего опыта худо­жественного образования те положения, которые актуальны и реальны в наше время и останутся в будущем; обосновать соб­ственную позицию по отношению к содержанию художествен­ного образования и тем самым определить те вопросы, решение которых встречает затруднение в.реальной практике.

II. Организация игры. Курс делится на следующие группы: 1) представители («разработчики») первой концепции (тради­ционная, действующая в РСФСР программа, автор В. С. Ку­зин); 2) представители («разработчики») второй концепции (типовая программа, автор Б. Ц. Юсов); 3).представители («разработчики») третьей концепции (экспериментальная про­грамма, автор Б. М, Йеменский); 4) 'Комиссия «независимых экспертов» по разделам: а) историки, б) психологи, в) учителя, г) искусствоведы, д) философы, е) художники[9].

Желательно (как было и в нашем случае) пригласить па игру студентов старших курсов, учителей-практиков, преподава­телей спецдисциплин, педагогики, психологии, философии (эсте­тики), которые по желанию входят в те или иные группы и яв­ляются их рядовыми членами.

Ведущий преподаватель во время игры является ее органи­затором и не может включаться в защиту той или иной концеп­ции, программы. Его помощники-координаторы — представители всех 4 групп — участников игры, На игре могут присутствовать «гости из-за рубежа» — специалисты в области художественного образования.


 

III. Условия игры. Основной «научный» доклад, излагающий суть концепции, — 5 мин., выступления с содокладами — до 2 мин., вопрос, справки, замечания по регламенту — до 1 мин. Ответ — 2 мин.

Главный принцип ведения игры, каждого выступающего уважение мнения оппонента. Категорически запрещено перехо­дить на личность выступающего. Наказание — лишение слова. Активные участники поощряются, отмечаются «экспертами» и символическими наградами.

Все участники игры могут свободно пользоваться любой ли­тературой, наглядностью, программными документами, если это необходимо в ходе игры. Главная трудность каждой группы — войти в роль разработчиков концепции, отстаивать се идеи, пусть даже не соответствующие личным взглядам. Но именно это дает возможность глубже понять и изучить исходный ма­териал.

В предлагаемом варианте игры основной упор делается на вопросы, которые задавались «разработчикам» концепции. На наш взгляд, именно вопросы (а не только ответы) в большей степени характеризуют особенности каждой концепции и реак­цию на нее общественности — и сторонников, и оппонентов.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 488. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.032 сек.) русская версия | украинская версия