ПОТЕМНЕНИЕ, ПОЖЕЛТЕНИЕ И ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТОНА В МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ
Изменения тона масляной живописи происходят от различных причин и в различный промежуток времени: иногда даже в неоконченной работе. Одни из них относятся к непо-правимым изменениям, другие же устраняются более или менее легко.
Характер изменений и условия, при которых они происходят, следующие.
1) Медленное потемнение и пожелтение живописи на всей плоскости картины, совершающиеся на протяжении большого промежутка времени,причем жи-вопись приобретает характерный, так называемый «галерейный тон», есть следствие естественного процесса изменения масел и смол. Живопись, испол-ненная с большим количеством масел,желтеет в большей степени, нежели живопись менее жирная, причем живопись приобретает так называемую па-
тину.
2) Быстрое потемнение и пожелтение свежей живописи на всем ее пространстве
находят объяснение в позднейших исследованиях этого вопроса, произведен-ных А. Эйбнером.
Масляный слой, как установлено им, желтеет при высыхании вследствие образования в нем свободной линоленовой кислоты. Чем больше содержится в масле последней,тем энергичнее происходит пожелтение его.
Отсутствие дневного света в первом периоде просыхания масляного слоя также - со действует пожелтению его. Так желтеют свинцовые белила в темных помещениях, где во-дяные пары, присутствующие в воздухе, осаждаются на поверхности предметов. Особенно увеличивается пожелтение белил в том случае, если краска содержит в себе оставшийся от фабрикации свинцовый сахар (уксусно-кислый свинец), так как сахар этот притягивает к себе воду. Один из составных элементов свинцовых белил — гидрат окиси свинца — так-же содействует пожелтению белил.
3) Желтеют и коричневеют и смолы: канифоль, янтарь, копалы, мастика. Естест-венно, что желтеют и темнеют и приготовленные из них картинные лаки,за- щищающие живопись от действия на нее газов, водяных паров, пыли и копоти и всяческих загрязнений.
При снятии с картины лака, если это представляется возможным, нередко возвраща-ется ей первоначальный ее тон.
Подвергнутая непосредственному действию лучей солнца потемневшая и пожелтев-шая живопись высветляется почти совершенно.
4) При употреблении в подмалевке и вообще в нижних слоях живописи большо-го количества крепких и сильно окрашенных марганцовых и свинцовых сика-тивов (особенно сикатив Куртре), красящие начала которых имеют способ-ность растворяться в масле и проникать в верхний слой живописи,происхо-дит потемнение и окрашивание его в цвет сикативов.Степень потемнения различна и находится в прямой зависимости от количества употребляемых в дело сикативов. Потемнение этого рода относится к разряду неисправимых.
5) При протирании вжухлостей лаками для ретуши тон пожухших мест обяза-
тельно темнеет и тем сильнее, чем больше масла потеряла прожухшая краска. При промасливании вжухлостей потемнение красок может быть до известной степени избегнуто. 6) При утрате кроющей силы свинцовыми белилами нижележащие темные крас-ки и грунт начинают сильно просвечивать, что ведет к более или менее осяза-тельному и стойкому потемнению живописи. 7) Умбра, сиенская и зеленая земли темнеют в масляной живописи с течением времени под влиянием высыхания масла, которое, сжимаясь, сближает части-цы красок. 8) Краски, относящиеся к разряду земель (охры, умбра и др.), химический состав которых вполне приемлем для живописи, в некоторых случаях, как это заме- чено уже давно и многими наблюдателями, чернят масляную живопись. Исследования этих явлений объясняют их следующим образом.Большинство земля-
ных красок окрашивают масло, на котором они растерты, если последнее содержит сво-бодные жирные кислоты, так как в них растворяется некоторое количество краски с обра-зованием новых соединений — железных и марганцовых солей жирных кислот. Приготов-ленные таким небрежным образом краски уподобляются до известной степени - биту минозным краскам.
Наибольшее потемнение живописи в этом случае замечается при употреблении мед-ленно высыхающих масел: макового и розмаринового. Так, обыкновенная масляная умбра, будучи покрыта по высыхании белилами, совершенно не окрасила последних; та же умбра с примесью розмаринового масла, покрытая по подсыхании белилами с примесью того же масла, сильно окрасила свинцовые белила и меньше — цинковые.
Для определения пригодности той или иной из названной категории красок необхо-димо руководствоваться следующим простым испытанием. ихНебольшое количество краски опускается в пробирку и размешивается с эфиром или скипидаром.В том случае, если получится окрашенная жидкость, то испытуемая краска должна окрасить в живописи положенную сверх нее светлую краску, если просыхание их будет совершаться медленно.
9) Потемнение и пожелтение кремницких белил и других свинцовых красок под влиянием действия на них сернистых газов устраняются действием света и воздуха и перекисью водорода. 10) Потемнение киновари, желтых хромов и других более или менее непрочных красок, самих по себе и в смешении с другими, так или иначе, изменяет тон, и даже цвет живописи, восстановление которых не представляется возможным. 11) Медное мыло, образующееся при действии медных красок на масло,раство-ряется в масле и грязнит светлые краски,наносимые поверх медных красок. Медные синие краски зеленеют от масла. Кроме того, медные краски чернеют в смесях с другими красками и от сероводорода.Почернение это неисправи-мо.
12) Асфальт, примененный в нижних слоях живописи, будучи способным раство-ряться в масле, подымается в верхние слои живописи и чернит ее.
13) При смешении красок с различным удельным весом(например, киновари и парижской лазури) более легкая из них подымается наверх, а более тяжелая опускается на дно, причем получается изменение первоначального тона сме-си. Зеленая киноварь, составляемая из лазурей и желтого хрома, на этом осно-вании до известной степени синеет.
|