К Р А С О Ч Н Ы Й М А Т Е Р И А Л А К В А Р Е Л И
Наиболее отвечают акварели те из красок, которые обладают наивысшей прозрачно-стью. Делая выбор акварельных красок, нельзя, однако, руководствоваться только одним этим соображением, весьма важно также учитывать, насколько вещество данной краски отвечает связующему веществу акварели и другим условиям акварельной техники. Не сле-дует упускать из виду и того, в каких условиях будет сохраняться исполненное произведе-ние.
С физической точки зрения связующее вещество акварельных красок более рыхло и потому более проницаемо для воздуха, газов и водяных паров; кроме того, оно уже содер-жит в себе известное количество влаги и способно притягивать ее еще из воздуха.Ясно, что такое связующее вещество не может защитить краски от разрушительного действия на них указанных факторов, и в этом отношении оно стоит ниже масла и смол; зато с химиче-ской точки зрения оно может быть совершенно неактивно по отношению к веществу кра-сок, если не содержит меда или глицерина, которые, как признано новейшими исследова-ниями, ускоряют изменение цвета красок под действием света.
На основании сказанного о связующем веществе акварели легко можно предвидеть, что в ней, безусловно, прочными могут быть лишь те из красок, которые прочны сами по себе. На самом деле, все органические краски растительного, животного и искусственного происхождения, не обладающие устойчивостью по отношению к свету, скорее выцветают в акварели, нежели в масляной живописи, — некоторые из видов кадмиевых красок, безус-ловно, прочных в масляной живописи, в акварели могут быть непрочны. Здесь менее изме-няются те из красок, которые, так или иначе, страдают от масла. Действительно, желтые хромы зеленеют не так энергично в акварели, как в масляной живописи; сурик прочнее в акварели; все земляные краски — окислы железа и марганца— здесь совершенно безу-пречны; киноварь не чернеет так сильно в акварели, как с маслом.
В акварели мало уместны свинцовые белила и неаполитанские желтые— плотные краски, которые, почернев от сернистых газов, с трудом восстанавливают свой цвет сами собой и потому требуют искусственной регенерации перекисью водорода, которая хотя и восстанавливает их цвет мгновенно, но представляет опасность для живописи в том слу-чае, если в смеси с названными красками имеются краски непрочные по отношению к пе-рекиси27. Цинковые белила изменяют в водяной живописи(акварели, гуаши и т. п.) цвет многих красок в смесях с ними, если живопись сохраняется под стеклом и им прижата,и потому цинковым белилам также нет места в акварели. В качестве белил здесь хороши так наз. «китайские белила», представляющие собою фарфоровую глину(каолин, т. е. крем-ниевоалюминиевую соль). Белила эти являются вполне стойкой краской.
Здесь не представляется возможным уделить много места разбору красочного мате-риала — этим вопросам посвящена I часть настоящего труда, но необходимо к сказанному выше о выборе красок сделать некоторые добавления, чтобы состав акварельной палитры стал вполне ясен. При выполнении этой задачи я считаю полезным не ограничиваться из-ложением исключительно теоретических сведений о красочных материалах, но и познако-миться с результатами испытания самих фабрикатов,что несомненно представляет не меньший интерес для живописца. В данном случае весьма интересны опыты художника Ф. И. Рерберга, который много занимался испытанием имеющихся в продаже красок различ-ных фирм и обладает в этом отношении богатым материалом, с которым он меня любезно познакомил28.
Вот что мы можем извлечь из его опытов по интересующему нас вопросу в акварели. Краски железного происхождения, каковы: желтые, оранжевые и красные охры, мар-
сы и сиенская земля, прекрасны в акварели; здесь не замечается в них потемнения, которое свойственно охрам в масляной живописи, так как многие из них требуют для своего пре-вращения в масляную краску слишком большого количества масла,которое и темнит краску. Из красных красок, кроме охр, хорошо выдерживают действие света красные кад-мии, а также краска каменноугольного происхождения «Эйлидо» № 253. Киноварь темне-ет. Что же касается до крапп-лаков, единственных малинового тона красок, допустимых в живописи вообще, то все они более или менее сильно выцветают в акварели и менее -ус тойчивы, нежели в масляной живописи.
Ультрамарин в акварели выстаивает на свету лучше синего кобальта и не проявляет склонности к заболеванию так наз. «ультрамариновой болезнью», которая нередко наблю-дается у него в масляной живописи под влиянием сырости и влаги вообще и заключается в помутнении цвета ультрамарина. Синяя кобальтовая краска, именующаяся также синей Тенара и признаваемая за одну из самых прочных минеральных красок, открытых в начале 27 Акварельные свинцовые белила, сильно зачерненные мною сероводородом, в продолжение нескольких лет не могли восстановить своей белизны, тогда как те же белила на масле,одновременно подвергнутые действию сероводорода, уже в один годсовершенно восстановили свой цвет.
28 Ф. Р е р б е р г. Краски и другие художественные современные материалы, 1905 г.
XIX столетия, может дать плохие результаты в чистой акварели; 14 образцов этой краски различных фирм под действием света, т. е. прямых солнечных лучей, потеряли свой пер-воначальный цвет и почернели29. Кобальтового же происхождения краска церулеум сохра-няется при тех же условиях хорошо.Мои опыты с синим кобальтом в акварели -под тверждают сказанное и, кроме того, свидетельствуют еще о том, что цвет кобальта изменя-ется не только под прямыми лучами солнца,но и при обыкновенном комнатном освеще-нии. Действительно, два образца кобальта потеряли у меня свой цвет при обыкновенном комнатном свете в течение 17 лет.
Здесь отпадает, разумеется, всякое предположение о фальсификации красок, а потому причину изменения кобальтовой сини следует искать в чем-либо другом.Обратясь за раз-решением этого вопроса к специальной литературе,мы получим в ней ряд сведений,ха-рактеризующих кобальтовую синь как, безусловно, прочную краску вообще и по отноше- нию к свету в частности, и потому, несмотря на приведенные выше факты потери ко-бальтом первоначального тона под влиянием света, мы не имеем основания объяснять это явление химическим изменением краски, а должны искать здесь другого объяснения.
Действительно, при внимательном ознакомлении с обстоятельствами дела мы увидим следующее. Во всех названных опытах с синей кобальтовой краской попутно с потемнени-ем цвета ее наблюдается интенсивное изменение цвета бумаги, на которую положена крас-ка, особенно той, которая подвергалась действию прямых солнечных лучей. Это последнее обстоятельство не могло, конечно, не отразиться на цвете лежащих на ней красок, особен-но тех, которые не имеют кроющей силы, к каковым и относится синий кобальт; мало того, потемневшая и пожелтевшая бумага должна была совершенно заглушить слабый и неж-ный цвет акварельного кобальта. Произведенное мною в этом направлении исследование действительно подтвердило указанное предположение. Выбеливая на своих опытах с ко-бальтом бумагу посредством перекиси водорода, я получил из грязно-серо-синей краски снова свежую синюю кобальтовую краску. Таким образом, изменение цвета кобальтовой сини не является в данном случае изменением вещества краски, а лишь оптическим дейст-вием на ее цвет потемневшей и пожелтевшей бумаги.Это указывает на то, как важно иметь для акварельной живописи хорошую бумагу.
Среди ярко-желтых красок очень устойчивым по отношению к свету оказался аурео-лин. Желтые кадмиевые краски различных фирм,испытанные светом одновременно с ау-реолином, изменились почти все в течение 6 месяцев, причем изменения носят следующий характер: выцветание, потеря чистоты тона, потемнение, т. е. переход из светлого тона к более темному. Так, один образец светлого кадмия фирмы Ровней стал темно-оранжевым. Светлые, т. е. лимонные кадмии, отличающиеся непрочностью и в масляной живописи, пострадали от света в акварели скорее других. Интересно, что стронциевая желтая — одна из серии красок, представляющих хромовокислые соли различных металлов и потому не-прочных, — в акварели оказалась прочнее, нежели кадмиевые желтые. В изменении кад-миевых желтых красок под действием света, однако, нет ничего неожиданного, и оно вы-текает из самого состава красок.
Индейская желтая, которая, подобно крапп-лаку, относится к лучшим образцам кра-сок органического происхождения, при испытании солнечным светом не дает положитель-ных результатов. Многочисленные ее образцы различных фирм оказывались в подавляю-щем большинстве своем непрочными;более устойчивой из них была так называемая 29 Краски изменились в чистом виде, в связи же с белилами они сохраняются хорошо.
30 К о б а л ь т о в а я с и н ь (синий кобальт) получается прокаливанием (докрасна) глинозема с закисью кобальта, причем для улуч-шения оттенка краски в эту смесь вводится некоторое количество окиси цинка. Красящим началом, которого содержится в кобальтовой сини всего 2% по отношению к глинозему, является, таким образом, более высокий окисел кобальта, нежели закись. Кобальтовая синь распадается при дейст-вии на нее неразведенных кислот, но выдерживает действие щелочей высокой температуры и света; кислород, разумеется, также не может действо-вать изменяющим образом на краску.
«jaune fixe», представляющая по составу вариант обыкновенной индейской желтой,а именно магнезиальную соль эуксантиновой (от OCR-эвксантиновой?) кислоты. Хорош в акварели фиолетовый кобальт, состоящий из фосфорнокислого кобальта; не выцветает также фиолетовая краска позднейшего происхождения— мышьяковокислый кобальт, которая еще мало исследована. Из зеленых красок безупречны хромовые зеленые: изумрудная и хромовая окись.
Особенно необходимо остерегаться в акварели непрочных смешений красок,так как вода, служащая для разведения их и содержащаяся в известном количестве в бумаге, со-ставляющей грунт акварели, служит, как известно, прекрасным пособником для возбужде-ния химических процессов в среде смешиваемых веществ вообще. Процесс изменения не-прочных смешений красок протекает в акварели,поэтому значительно быстрее, и взаи-модействие красок друг на друга здесь более энергично, нежели в масляной живописи, что особенно хорошо видно на почерневших смесях желтых кадмиевых красок с зелеными красками медного происхождения.
Акварельная живопись, в противоположность другим техникам живописи, не всегда, однако, требует щепетильного отношения к выбору красок, так как акварели часто сохра-няются в папках, альбомах и т. п., одним словом, без доступа света; тем не менее акваре-лист, желающий создать долговечное произведение в этой области живописи,должен серьезно отнестись к выбору красок, — ему придется отказаться здесь от ряда красок, ко-торые в других способах живописи дают вполне хороший или же лучший результат, неже-ли в акварели. К таким краскам следует отнести крапп-лаки(особенно розовые), индей-скую желтую, желтый кадмий и совершенно бесполезную краску в прозрачной акварели
— синий кобальт.
Принимая во внимание все сказанное выше,палитру красок, для акварели, пресле-дующей прочность, следует составлять таким образом.
Б е л ы е к р а с к и: китайские белила (каолин). Желтые: ауреолин, кадмий темный и оранжевый, охры: светлая, золотистая, речная, желтый и оранжевый марсы, сырая сиенна.
К р а с н ы е: красные охры, индейская, венецианская и английская красные, красный кадмий, ализариновые крапп-лаки: красные и пурпуровые.
К о р и ч н е в ы е: коричневые охры, коричневые марсы, жженая сиенна, умбра сы-рая и жженая.
С и н и е: ультрамарин, церулеум, парижская лазурь (высших качеств), синий ко-бальт (в разбелах).
З е л е н ы е: хромовая зелень, изумрудная зелень (Гинье), зеленая земля, зеленый ко-бальт.
Ф и о л е т о в ы е: фиолетовый кобальт.
Ч е р н ы е: слоновая кость, виноградная, персиковая. Акварель, сохраняющаяся в альбомах, допускает использование целого ряда красок, каковы: желтые и оранжевые хро-мы, лимонные кадмии, киноварь различного происхождения, желтые лаки, коричневый стиль-де-грень, гумми-гут, поль-веронез и другие. Свинцовый сурик, однакоже, и здесь не следует применять, так как он чернеет и без доступа света. У нас и во всех европейских странах давно уже практикуется изготовление акварель-ных красок различных видов и составов.
Опыты, проделанные с акварельными красками различных иностранных фирм, убеж-дают вполне в том, что кадмиевые желтые краски мало пригодны для акварели.
Испытание 20 сортов кадмиевых красок показало, что все лимонные кадмии незави-симо от фирмы непрочны. Хороши, безусловно, темный и оранжевый сорта, светлый же
имеет наклонность с течением времени оранжеветь. Красный кадмий некоторых фирм по-чернел на свету, что заставляет думать, что он не был настоящим.
|