Студопедия — Особенности речевого поведения.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенности речевого поведения.






Речевое поведение проявляется в процессе общения и имеет следующие характеристики: качество голоса, манера речи; скорость речи, громкость голоса; произношение слов, артикуляция; окраска звучания голоса, модуляция речи, ритмичное говорение.

Голос, манера речи сильно влияют на общее впечатление от человека, возникающее в процессе общения. В интонации речи сочетаются мелодия, тембр, сила голоса, темп разговора, паузы, ударения. Фактически все элементы интонации, характеризующие речевое поведение, могут быть объективно измерены.

Скорость речи соответствует господствующему состоянию темперамента. Её трудно произвольно измерить, в лучшем случае лишь на короткое время. При истинной внутренней включённости в беседу специфический темп речи снова восстановится.

Оживлённая, бойкая манера говорить, быстрый темп речи указывают на то, что ваш собеседник человек темпераментный, импульсивный, живой, уверенный в себе, беспрепятственно самовыражающийся. Беспокойная, торопливая, беспорядочная манера говорить сопровождается чрезмерным жестикулированием, срывающийся голос свидетельствует о робости (возможно только в данной ситуации), неуверенности или возбуждении, торопливости, непостоянстве, неуправляемости. Спокойная медленная манера говорить указывает на спокойствие, невозмутимость, вдумчивость, рассудительность собеседника. В то же время замедленная речь может свидетельствовать о бездеятельности, вялости, тупости, робости.

Ускоряющийся темп речи (и жестикуляции) указывают на то, что говорящий весь погружен в предмет разговора, вдохновлён тем, о чём говорит. Замедляющаяся речь (и жестикуляция) свидетельствуют о задумчивости, «включении» внутренних тормозов по поводу сказанного, потери уверенности, покорности из-за усталости или истощения сил. Заметные колебания скорости речи могут быть признаком недостатка уравновешенности, возбудимости человека.

Большая или малая громкость голоса это проявление, по сути, большой или малой изначальной жизненной силы. Громкость и звучность голоса часто воспринимаются как синонимы. Однако, звучность – более широкое понятие. Оно определяется многими факторами, среди которых главное место занимает так называемое фразовое ударение.

Фразовые ударения мы используем для того, чтобы, произнеся фразу, акцентировать на чёт-то внимание слушателя. Русский язык позволяет это делать, достаточно лишь выделить голосом нужное слово.

Умело используя фразовые ударения, вы существенно повышаете звучность голоса и доступность речи [30].

В то же время, увеличив или уменьшив громкость, собеседник хочет скрыть своё истинное состояние (например, явно громкий голос нередко призван скрыть слабость и неуверенность).

Большая громкость голоса говорит об истинной силе побуждений или кичливости, или недостаточном владении собой (как в припадке гнева). Малая громкость голоса при спокойном течении речи указывает на стремление «оставаться в себе», сдержанность, скромность, такт, ненавязчивость, и в то же время на нехватку жизненной силы, слабость человека; при колеблющемся течении речи робость, боязнь «выйти за пределы себя», боязливость, неразговорчивость.

Малые изменения в громкости указывают на способность управлять эмоциями или это недостаток живости чувств.

Не следует делать вдохи в начале новой фразы или в момент паузы, определённой знаком препинания. Дыхание должно быть ровным и ритмичным с удобной для вас частотой.

Во время выступления необходимо не только поддерживать запас воздуха в лёгких, но и контролировать дыхание. Воздух должен выталкиваться не весь сразу, а с различной интенсивностью и силой в зависимости от расстановки фразовых ударений в предложении.

Особенность произношения слов, артикуляции часто создают впечатление твёрдого, определённого, чёткого, уверенного или же неясного, расплывчатого, неуверенного голоса.

Неясное и нечёткое произношение контуров слов (нижняя челюсть не движется совсем или движется мало) указывает на недостаток критического отношения к самому себе, уступчивость, неуверенность, мягкость, вялость воли, любовь к покою, отсутствие установки на собеседника в общении.

Важную информацию несёт окраска звучания голоса. Особенно большое значение имеют верхние и нижние тона и звучащие гласные. «Металлически» звучащий голос говорит об энергии и твёрдости. Елейный, жирно-мягкий голос свидетельствует о лишь изображаемой дружественности, при сильном соскальзывании голоса к фальшивому пафосу. Вокальная речь (сильное подчёркивание звучания гласных) указывает на доминирование темперамента и чувств, добродушие. Консональная речь (гласные отступают на второй план перед остро акцентрированными согласованными) указывает на доминирование разума и воли, аналитический склад ума.

Слабая модуляция речи (подъёмы и падения высоты тона) действует монотонно, усыпляюще. Монотонный голос всегда подразумевает нечто скрытое, зажатое. Слабая модуляция при сохранении высоты тона указывает на дисциплинированность, деловитость, трезвость, но в то же время может быть индикатором недостатка заинтересованности и живости, отсутствия истинного внутреннего участия, робости, стеснённости, страха публичных выступлений.

Сильная модуляция указывает на открытость, большую восприимчивость души и чувств, многообразие интересов, внутреннюю живость, богатые и многообразные душевные переживания, богатство настроений при внутренней свободе. Гораздо реже сильная модуляция может отражать недостаток внутренней дисциплины, интеллектуальной сформированности внутренних переживаний.

Падение высоты тона к концу предложения при остающейся прежней громкости может указывать на слабую волю, мягкость, склонность к депрессии. Ритмичные колебания тона характерны для внешне оживлённых, но внутренне уравновешенных людей со значительными способностями к творчеству и развитию. Неритмичные колебания, т.е. неравномерные, немотивированные повышения и падения тона, указывают на внутреннюю неуравновешенность, отсутствие стабильности.

Ритмичное говорение отражает богатство чувств, уравновешенность, преимущественно радостное настроение. Некоторая неравномерность в ритме отражает живой подвижный характер, а также зависимость от эмоций, недостаточный самоконтроль, нерасчётливость, преимущественно негативное или неустойчивое основное настроение. Строго цикличное, правильное говорение указывает на жёсткость, любовь к порядку, педантичность, твёрдость, холодность чувств.

Как бы быстро вы не формулировали мысль у себя в голове, не стремитесь изложить её вслух с той же скоростью.

Наиболее важные для понимания и запоминания моменты речи необходимо произносить (проговаривать) в более низком темпе. Растягивая некоторые слова, выступающий не только обращает на них внимание слушателей, но и выражает тем самым своё отношение, свои чувства.

Правильна артикуляция – это то, без чего практически невозможно публичное выступление. Артикуляция – это отчётливое и правильное произношение звуков. Главную роль в этом играют не голосовые связки, а такие органы, как язык, губы, дёсны и нёбо.

Отсутствие правильной артикуляции проявляется в нечётком произношении звуков и их сочетаний. А это обусловлено тем, что человек недостаточно полно использует возможности органов, отвечающих за артикуляцию.

Оратор, выступающий перед многочисленной аудиторией, так же как и хороший певец, должен несколько усиливать напряжение органов, отвечающих за артикуляцию. Звуки должны произносится, развёрнуто, более отчётливо и открыто, чем в обычном разговоре.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 316. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия