Студопедия — Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-национальной идентичности в современном мире. Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-национальной идентичности в современном мире. Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком.






 

Цивилизация (Происходит от латинского civil – гражданский). Понятие стало употребляться с XVIII века.

1. По Вальтеру:

Цивилизованным называется общество, основанное на началах разума и справедливости (цивилизация = культура).

2. Шпенглер: («Закон Европы»):

Цивилизация проходит рождение, рост и развитие.

Цивилизация – отрицание культуры.

Признаки цивилизации:

· Развитие индустрии и техники.

· Деградация искусства и литературы.

· Огромное сплочение людей в больших городах.

· Превращение народов в безликие массы.

3. Сорокин:

Цивилизация – система взглядов по поводу истины, красоты, добра и объединяющей их пользы.

Локальный — в переводе с латыни означает «местный». В данном случае имеется в виду ограниченность пространственными рамками.

Локальная цивилизация обычно определяется как большая социокультурная общность которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической и духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.

В науке почти единодушно принято считать локальными цивилизациями:

цивилизация Междуречья (шумеро-аккадско-вавилоно-ассирийская),

египетская,

индийская,

китайская,

древнейшие американские цивилизации (майя, ацтеки, инки),

древнегреческая,

римская,

византийская,

российская,

японская,

исламская,

западноевропейская,

североамериканская (США).

Национально-культурная идентичность представляет собой сложный, многокомпонентный феномен, объединяющий культурную, религиозную, национальную, политическую, территориальную и государственную составляющие.

Культура и идентичность – это две базовые позиции, когда речь заходит об информационном обществе и обществе знаний

 

46. Соотношение культуры и цивилизации: варианты интерпретаций. Тупики и противоречия современной техногенной цивилизации. Поиски новой модели социокультурного развития человечества.

Оба понятия - как «цивилизация», так и «культура» — имеют множество значений.

Культура — это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура — ядро, основа, «душа» общества:
- это — материальные и духовные ценности человека;
- это — способ жизнедеятельности людей;
- это — их отношения между собой;
- это — своеобразие жизни наций и народов;
- это — уровень развития общества;
- это — накапливаемая в истории общества информация;
- это — совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;
- это — религия, мифология, наука, искусство, политика;
- это — особая знаковая система и т. д.

«цивилизации». Начнем с того, что этот термин широко применяется как в науке, так и в обыденной жизни. Во втором случае чаще всего он используется в качестве прилагательного («цивилизованный народ», «цивилизованное поведение») и, по сути, является эквивалентом слову «культурный».

Научное понимание «цивилизации» связано со спецификой предмета исследования, ибо это одно из немногих понятий, которое применяют почти во всех социально-гуманитарных дисциплинах: философии, истории, социологии, экономике, антропологии, искусствознании, политологии и т. п. Как отмечал блестящий историк и философ науки А.Н. Уайтхед, «границы цивилизации неопределенны, о чем бы ни шла речь: о географических рамках, временных интервалах или о сущностных признаках».

Понятия «культура» и «цивилизация» имеют разный исторический масштаб: культура сопровождает всю историю существования человеческого рода, начиная с зарождения человеческого сознания; «цивилизация» определяет особое состояние культуры, характерное для ее развития на протяжении нескольких последних тысячелетий.

Культура/Цивилизация

Культура - совокупность духовных возможностей человеческого общества на той или иной ступени развития/Цивилизация-совокупность условий, необходимых для осуществления этих возможностей.

Культура задает смыслы и цели общественного и личностного бытия/Цивилизация обеспечивает фор-мы социальной организации, технические средства, регламент человеческого поведения.

В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь/Цивилизация превращает идеальные планы культуры в реальные программы, в выполнение которых вовлекаются массы людей.

Культура есть явление индивидуальное и неповторимое/Цивилизация есть явление общее и повсюду повторяющееся.

Культура имеет душу/ Цивилизация же имеет методы и орудия.

Техногенная цивилизация являет собой исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.

можно сделать вывод, что при возрастании роли техники в техногенной цивилизации, отчуждается человек, превращаясь в технический элемент, деталь технической цивилизации. Попадая в ее измерение, он становится приложением к научно-технической реальности, «человеком-механизмом» («Homo mechanicus»), и «человеком-потребителем» («Homoconsuments» по Э.Фромму). Анализируя современную западноевропейскую цивилизацию, Марсель полагает, что техногенная цивилизация разрушает духовно-ценностное содержание культурно-исторической традиции. Над «духом мистерии», возобладал «дух техники», покоряющий действительность, который может манипулировать ею. Этот процесс завершается тотальным манипулированием общественной жизни и сознания человека.

Сегодня, в начале XXI века, когда стала очевидной возможность разного рода катастроф (экологической, демографической, антропологической), возникла настоятельная потребность поиска новых путей социокультурного развития человечества, выработки новых ценностей, новой мировоззренческой системы координат, которая смогла бы обеспечить стратегию выживания человечества

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 262. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия