Студопедия — Вопрос 2. Философия И.Канта
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос 2. Философия И.Канта







 

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) — немецкий (прусский) философ, основатель немецкой классической философии. Кант осуществляет своеобразный поворот в философии и закладывает основы понимания философии как особого рода науки.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

 

В течение докритического периода философский интерес И. Кан­та был направлен на проблемы естествознания и природы.

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате

вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаи-модействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.

• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизмен-на;

• природа находится в постоянном изменении и развитии;

• движение и покой относительны;

• все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологиче-ской эволюции.

 

В более поздний, критический период интерес Канта сме­стился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной фило­софии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило­софских произведений Канта:

• «Критика чистого разума»;

• «Критика практического разума»;

• «Критика способности суждения».

 

Основные взгляды Канта:

• Всвоей книге «Критика чистого разума»Кант отстаивает идею агностицизма - невозможности познания окружающей действи­тельности;

• Познавательные возможности (способности) человеческого ра­зума ограничены (то есть разум не может всего). Как только ра­зум человека пыта­ется выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия - антиномии.

Первая антиномия - ограниченность пространства (мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве - Мир не имеет начала во времени и безграничен);

Вторая антиномия - простое и сложное (существуют только простые элементы и то, что состоит из простых - в мире нет ничего простого);

Третья антиномия - свобода и причинность (существует не только причинность позаконам природы, но и свобод - свободы не существует. все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы);

Четвертая антиномия - наличие бога есть (бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего бога нет. нет никакого абсолютно не-обходимого существа - причины всего сущего);

• И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выде­ляет три понятия, характеризующих знание:

1)апостериорное знание;

2) априорное знание;

3) «вещь в себе».

Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предпо­ложительным, но не достоверным, поскольку каждое утвержде­ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.

Априорное знание — доопытное, то есть то, которое сущест­вует в разуме изначально и не требует никакого опытного дока­зательства. Только априорное (доопытное) зна­ние абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами все­общности и необходимости.

«Вещь в себе» — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

• Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых «вещей в себе» — окру­жающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру,которая включает в себя:

1) формы чувственности;

2) формы рассудка;

3) формы разума.

Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувствен­ностипространство и время. Благодаря чувственности созна­ние первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первона­чальных ощущений.

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являют­ся окончательные высшие идеи,например: идея Бога; идея ду­ши; идея сущности мира и др.

• Кант предложил учение о категориях — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью кото­рых можно описать и к которым можно свести все сущее. К атегории:

- количества — единство, множество, цельность;

- качества — реальность, отрицание, ограничение;

- отношения - субстанциональность (присущность) и акциден­ция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

- модальность — возможность и невозможность, существова­ние и несуществование, необходимость и случайность.

 

• Главные понятия «Критики практического разума»:

- чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид вос­принимает как свое собственное;

- моральный закон (кате­горический императив): »Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

В «Критике спо­собности суждения» — Кант выдвигает идею всеобщей целесооб­разности:

- целесообразности в эстетике (человек наделен способностя­ми, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

- целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);

- целесообразности духа (наличие Бога).







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 509. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия