Студопедия — КОТАРБИНЬСКИЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КОТАРБИНЬСКИЙ






* Фрагменты: DK II, S. 69—70. Kirk G. S., The problem of Cratylus, «American Journal ut Philology», 1951, v. 72, p. 225—53; Allan D..!., The prob­lem of Cratylus, там же, 1954, v. 75, p. 271—87; MondolfoR II problema di Cratilo e la interpretazione di Eraclito, «Rivista critica di storia della filosofia», 1954, anno 9, fasc. 9, p. 221—31

КРАУЗЕ (Krause) Карл Кристиан Фридрих (6.5.1781 i Айзенберг, Тюрингия,— 27.9.1832, Мюнхен), нем. фило­соф-идеалист. Учился в Йенском ун-те (1797—1802) у Фихте и Шеллинга. Пытался объединить теизм и пантеизм в системе т. н. панентеизма (К. впервые ввёл этот термин): мир покоится в боге, к-рый, однако, не сливается с ним, а есть изначальная сущность все­го; мир — создание бога, способ его проявления. Значит.

известность получило также учение К. о естеств. праве, основанном на нравственности, и его призыв к всемирному союзу народов. В Испании и Лат. Аме­рике возникла школа последователей К. (исп. крау-сизм; Сане дель Рио, Хинер де лос Риос и др.).

• System der Sittenlelire, Bd l, Lpz., 1810; Vorlesungen über das System der Philosophie, Gott., 1828; Abriss des.Systems der Philosophie des Hechts oder Naturrechts, Gott., 1828; Das Urbild der Menschheit, Lpz., 19032.

• История философии, т. 3, Μ., 1959, с. 560—61; L e o n h a r-d i H. v., K. Ch. F. Krause's Leben und Lehre, Lpz., 1902; M o r i l l a s J. L., El Krausismo espanol, Мех., 1956.

КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio — сотворение), ре-лиг. учение о сотворении мира богом из ничего. Харак­терен для теистич. религий — иудаизма, христианст­ва, ислама.

КРЕСТЬЯНСТВО (от рус. «крестьянин», первона­чально — христианин, человек; в совр. значении — с кон. 14 в.), в досоциалистич. формациях — совокуп­ность мелких с.-х. производителей, ведущих индиви­дуальное х-во силами своей семьи; при социализме — совокупность членов с.-х. производств. кооперативов, совместно владеющих средствами произ-ва и ведущих крупное коллективное х-во.

К. сформировалось в ходе разложения первобытно­общинного строя; материальной предпосылкой его возникновения послужило выделение семейного пар­целлярного х-ва в качестве гл. формы организации производит. сил. По мере обособления различных форм обществ. произ-ва и укрепления семейно-индивидуаль-ного х-ва, становящегося осн. экономич. ячейкой об­щества, происходила замена кровнородств. общины тер­риториальной (соседской) общиной, складывалась част­ная собственность, а вместе с ней шла имущественная и социальная дифференциация общинников, основная масса которых становилась зависимым и эксплуати­руемым слоем, превращалась в особый общественный класс.

Мелкое крест. х-во было широко распространено как в антич. обществе в пору его расцвета, так и в эпо­ху феодализма, и продолжает существовать наряду с капиталистич. способом произ-ва (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 87—88, 346, 513—14). В классич. форме крест. х-во характе­ризуется натурально-потребит. направленностью, со­четанием сел. х-ва с домашней пром-стью, простым воспроиз-вом. В рамках парцеллярного х-ва сущест­вует лишь половозрастное распределение трудовых функций. Труд выступает в своей специфич. конкрет­ной форме, а продукт труда — как потребит. стоимость. По словам К. Маркса, «каждая отдельная крестьян­ская семья почти что довлеет сама себе, производит не­посредственно большую часть того, что она потреб­ляет, приобретая таким образом свои средства к жиз­ни более в обмене с природой, чем в обмене с общест­вом» (там же, т. 8, с. 207).

По мере прогресса производит. сил и развития обществ.

разделения труда К. вовлекалось в более ши­рокую обществ. связь, создаваемую растущими товар-но-ден. отношениями. Это постепенно подрывало на­туральность и замкнутость крест. х-ва, но даже капи­тализм не сразу разрушает его автаркизм. Вместе с со­хранением натурально-потребит. парцеллярного х-ва сохраняется и К. как специфич. обществ. слой. При

всей многоликости К. разных эпох и регионов, разли­чии его места в обществ. системе ему свойственны та­кие черты, как патриархальность, приверженность к тра­диции в произ-ве, быту и сознании, узость интересов, местная замкнутость, изолированность от внеш. мира и раздробленность. «Крестьяне,— писал В. И. Ленин,— это есть класс патриархальной эпохи...» (ПСС, т. 38, с. 354).

Социально-экономич. природа К. двойственна: с од­ной стороны, это неносредств. производители, труже­ники, с другой — мелкие хозяева, частные собствен­ники. Способ произ-ва и весь образ жизни крестьян изолируют их друг от друга. Маркс писал: «Посколь­ку миллионы семей живут в экономических условиях, отличающих и враждебно противопоставляющих их образ жизни, интересы и образование образу жизни, ин­тересам и образованию других классов,— они обра­зуют класс. Поскольку между парцелльными крестья­нами существует лишь местная связь, постольку тож­дество их интересов не создает между ними никакой общности, никакой национальной связи, никакой по­литической организации,— они не образуют класса. Они поэтому неспособны защищать свои классовые интересы от своего собственного имени...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 8, с. 208).

В условиях классового общества К. неизбежно яв­ляется подчинённым, эксплуатируемым, социально приниженным классом. В докапиталистич. эпоху К., как и все классы, представляет собой класс-сословие, к-рое характеризуется не только определ. местом в обществ.

произ-ве с вытекающими отсюда отношениями к средствам произ-ва и произведённому продукту, но и с фиксированными традицией или законом правами и обязанностями.

В др.-вост. обществах осн. масса К. являлась низ­шим социальным слоем и была организована в общи­ны, объединявшиеся гос-вом, к-рое присваивало часть их прибавочного продукта и подчиняло в форме пого­ловного рабства. Крестьяне-общинники платили ден. и натуральные налоги, выполняли большой объём обществ.

работ (стр-во ирригац. сооружений, храмов, дворцов, воен. укреплений и т. п.). Усиление бремени налогов и повинностей разоряло значит. часть крестьян, к-рые теряли связь с общиной и попадали в зависимость от частных лиц, храмов и др. корпораций господствую­щего класса.

В Др. Греции и Др. Риме времён классич. антич­ности общинная (гос.) собственность на землю и по­лисная организация сдерживали социальное расслое­ние и обеспечивали сохранение личной свободы осн. массы крестьян. Подвергаясь эксплуатации со сторо­ны гос-ва и господствующих слоев, античное К. в то же время присваивало часть прибавочного продукта, создаваемого классом рабов и покорёнными народа­ми. Утверждение рабовладельч. способа произ-ва и рост частной собственности подорвали экономич. ба­зу свободного К. В поздних антич. обществах К. за­метно дифференцируется. Растёт контингент зависимых людей. Получает распространение колонат, предшест­вующий феод. формам зависимости К.

При феодализме К. — один из двух осн. обществ. классов, гл. антагонист господствующего класса фе­одалов. Эксплуатация К., отчуждение у него приба­вочного продукта (или труда) осуществлялись через монополию собственности на осн. средство произ-ва — землю. Но поскольку крестьянин оставался владель­цем не только орудий, скота и построек, но и зем. наде­лов, изъятие прибавочного продукта осуществлялось путём внеэкономич. принуждения, на основе личной зависимости крестьян от зем. собственников. Приба­вочный продукт у феодально-зависимого крестьянина изымался в виде докапиталистич. зем. ренты — отра­боточной, продуктовой и денежной. Переход от нату­ральных форм ренты к денежной был результатом раз­вития товарно-ден. отношений и сопровождался смяг-

чением феод. зависимости. Однако в ряде вост.-европ. стран под влиянием становления капитализма в Зап. Европе происходило и усиление барщины (отработоч­ной ренты) и крепостничества.

Социальные противоречия феодализма находили вы­ражение в классовой борьбе между К. и феодалами, особенно в крест. восстаниях, нередко перераставших в длит. крест. войны. Антифеод. борьба К. играла прог­рессивную роль, ограничивая эксплуататорские уст­ремления господствующих классов, а в эпоху разло­жения феодализма — расшатывала устои последнего, подготавливая его гибель, и стала важной движущей силой бурж.-демократич. революций.

С утверждением капитализма К. утрачивает роль осн. обществ. класса. Оно освобождается от личной зависимости, юридически уравнивается в правах с др. обществ. слоями. Мелкокрест. уклад постепенно прини­мает торг.-предпринимат. характер. К. «раскрестья-нивается», подвергаясь постоянному расслоению на социально неоднородные группы, в конечном итоге — на пролетариат и буржуазию. Однако процесс разло­жения парцеллярного х-ва длителен и сложен. Лишь в Великобритании каниталистич. произ-во полностью вытеснило парцеллу ещё в ходе своего становления, результатом чего было и исчезновение К. как специ-фич. обществ. слоя.

Наиболее радикальная и быстрая капиталистич. пе­рестройка сел. х-ва происходила при отсутствии или революц. ликвидации феод. землевладения на основе свободного втягивания крест. х-в в рыночные отноше­ния («американский» путь агр.-капиталистич. разви­тия). Там, где «... средневековые отношения землевла­дения не ликвидируются сразу, а медленно приспособ­ляются к капитализму, который надолго сохраняет в силу этого полуфеодальные черты» (Ленин В. И., ПСС, т. 17, с. 129), имеет место консервативный («прус-ский») путь агр.-каниталистич. эволюции. Его отли­чает широкое использование внеэкономич. принуж­дения и кабальной эксплуатации К. со стороны гос­подствующих классов и нарождающейся буржуазии. В деревне развёртываются процессы массовой пау­перизации, «непролетарского обнищания», представ­ляющие «...низшую и худшую форму разложения крестьянства» (Ленин В. И., там же, т. 4, с. 56). В Рос­сии до 1917 шла борьба двух путей агр.-капиталистич. эволюции. «Поскольку в нашей деревне крепост­ное общество вытесняется „современным" (буржуаз­ным) обществом,— писал Ленин,— постольку крестьянство перестает быть классом, распадаясь на сельский пролетариат и сельскую буржуазию... По­скольку сохраняются еще крепостные отношения,— постольку "крестьянство" продолжает еще быть классом, т. е. повторяем, классом не буржуазного, а крепостного общества» (там же, т. 6, с. 312).

С развитием капитализма, по мере углубления обществ.

разделения труда и роста специализации в сел. х-ве, усиливается зависимость крестьян от рынка, их х-ва всё более подчиняются законам капиталистич. конкуренции, превращаются в коммерч. предприятия. В условиях совр. науч.-технич. революции создаются условия для полного перевода сел. х-ва на пром. осно­ву. Крест. х-ва в развитых капиталистич. странах или полностью подчиняются монополиям и превращаются в простое технология, звено процесса крупного произ-ва или просто вытесняются и исчезают. Это находит своё выражение в резком падении уд. веса самодеят. насе­ления, занятого с.-х. трудом,— с нач. 50-х гг. до нач. 70-х гг. 20 в. в 2—3 раза.

Социалистич. революция коренным образом изме­няет обществ.-экономич. положение К. Помещичье и крупное капиталистич. землевладение ликвидируется; осн. масса земель переходит трудящимся крестьянам.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 419. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия