Студопедия — Истоки русской культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Истоки русской культуры






 

Истоки русской культуры уходят в глубь веков, в историю славянских народов и их предков. В древнейшей истории славян принято выделять следующие исторические периоды:

1. языковые предки славян (V – III тыс. до н. э. в. – неолит и энеолит);

2. Протославяне (конец III – начало II тыс. до н. э.);

3. Праславяне (с XV в. до н. э. – I тыс. н. э.) [15, с. 17].

Временная отдалённость усложняет реконструкцию древнейшей истории славян. По этой причине многие концепции носят гипотетический, часто противоречивый характер. Они строятся на основе данных археологии и лингвистики.

Наиболее древними археологическими памятниками протославянской и праславянской культур на территории бывшего СССР являются Трипольская (IV – II тыс. до н. э. – с. Триполье, около г. Киева) Зарубинецкая (II в. до н. э. – II в. – территория Украина и Белоруссия), Пшеворская (I – IV вв. – территория современной Польши и Западной Украины) и Черняховская культуры (II – IV вв.).

Поселки трипольцев располагались на возвышенностях и состояли из 10 и 100 больших полуземляночных или наземных жилищ. В центре посёлка располагалась площадь. Археологи нашли множество ритуальных глиняных домов и целых родовых посёлков. Трипольцы занимались преимущественно мотыжным и пашенным земледелием, а также скотоводством. Земледелие носило экстенсивный характер, поэтому каждые 30-40 лет жители вынуждены были переселяться на другие территории.

Некоторые сведения о древних славянах содержатся и в письменных источниках, однако эти источники относятся лишь к I – VI вв. Античные историки и писатели (Гай Плиний Старший, Клавдий Птолемей, Иордан и др.) упоминают славян под тремя именами – «венеды», «склавены» и «анты». По мнению лингвиста О.Н. Трубачёва, ни «венеды», ни анты никогда не были самоназваниями славян. «Венеды», как и «анты», – это этникон (т. е. название, данное другими народами). Венедами в раннем средневековье называли славян их западные соседи германцы. В настоящее время так называют славян-лужичан, проживающих в Германии. Подобные названия русских и Руси существуют до сих пор у эстонцев («wene»), финнов («venelainen»), карелов («venea») и прибалтийских финов («Vena») [17, с. 20] название «анты» некоторые учёные переводят как окраинные жители (от «antas» – край, конец), из них вышли хорваты, тиверцы и уличи.

Общее самоназвание (этноним) славянских племён и народов – «славяне» («склавены»/«склавины» в античных и византийских источниках). Однако в жизни славян был период, когда этноним «slovene» отсутствовал, и это зафиксировали античные писатели. Этноним – категория историческая, он появляется не сразу, длительное время народ, племя себя никак не называют, прибегая к нарицательной самоидентификации «мы», «свои», «наши», «люди вообще» (например, этнонимы «шведы», «швабы»); чужих в этом случае обозначают как «невнятно бормочущих» или «как немых» (например, «немцы»). Таким образом, «своих» объединяла взаимопонятность речи. Исходя из этого, О.Н. Трубачёв выводит этимологию имени «славяне» от «слово», «слыть», «слыву» в значении «слышаться», «быть понятным» [20, с. 43, 98].

Существуют и другие объяснения этнонима «славяне»/«словене» – жители р. «Slova»/»Slovota», т. е. р. Днепр, поэтическое название которого – «Словутич» (Г. Шрам) или «жители влажных» (С. Роспонд).

В письменных источниках описывается и образ жизни славян: «Они селятся в лесах, у неудобопереходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно опасностей»; «У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы» [19, с. 213 – 214].

Таким образом, археологические находки и письменные источники свидетельствуют о том, что древние славяне и их предки были преимущественно оседлым этносом. Они занимались земледелием. Известно им было также овощеводство и скотоводство. Бортничество, рыболовство, охота занимали в хозяйстве древних славян второстепенное место. Славяне были посредниками между лесными промыслами и степным скотоводством (лесная зона – область охотников, степная – область скотоводов). Земледелие вбивало «клин между лесом и степью», одновременно и разделяя, и сближая охотничью и скотоводческую культуру Евразии.

Первоначальная дифференциация славян на восточных, западных и южных началась в середине I тыс. до н. э. Окончательно этот процесс завершился к концу праславянского периода и к концу Великого переселения народов (II – VII вв.). Восточнославянские племена в VII – IX вв. занимали обширную территорию Восточной Европы от Чудского и Ладожского озёр на севере, до Чёрного моря на юге, на западе – от р. Буг до р. Ока и р. Клязьма на востоке. В IX – X вв. на этой территории возникло государственное образование, получившее название «Русь». Дискуссия о происхождении термина «Русь» не закончена до сих пор.

Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой русами первоначально звались скандинавские варяги, или норманны, как их именовали греки (название «русы» рассматривается в данном случае как производное от древнескандинавского глагола «грести»). Однако название «русь», такжекак и «варяги», не встречается как этноним в скандинавских источниках. Кроме того, в легенде о призвании варягов Нестор противопоставляет «варягов» и «русь»: «и избрались трое братьев…со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам…И от тех варягов прозвалась Русская земля» [14, с. 214 – 215]. Противники данной гипотезы также указывают на то, что название «русь» упоминается уже в источниках VI в., а о варягах-русах говорится только в источниках IX – X вв.

Указанные выше противоречия снимаются, если название «русь» рассматривать не как этноним, а как обозначение некой социальной группы, вероятнее всего, представителей дружинного сословия независимо от их этнической принадлежности. Эта гипотеза представляется вполне вероятной, так в отличие от «русов» – существительного в форме множественного числа, название «русь» – это собирательное существительное, обозначающее, по-видимому, «войско, дружина» (возможно «пешее войско, ополчение» или «команда боевого корабля») [4, с. 57 – 61]. Со временем «все территории, подчинённые великому князю, хотя и заселённые разноэтническими народами, называются «Русской землёй».

Следует отметить, что русские – это единственный этнос, именующий себя именем прилагательным, что следует рассматривать как воплощение своей принадлежности сущему, причастности предмету высшему и самоценному по сравнению с людьми, составляющими народ. Этот высший предмет, это сущее – Русь, Русская земля. По словам Н.А. Бердяева, «Русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мистика земли.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 499. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия