Ибн ал-Фарид
Ибн ал-Фарид, Шараф ад-дин ‘Умар б. Али Абу Хафс ал-Мисри ас-Са’ади (1181–1235) — крупнейший арабский поэт-мистик. Родился в Капре в семье выходца из г. Хама (Сирия), исполнявшего обязанности ходатая по делам о разделе имущества (фарид). С ранних лет отец обучал его основам мусульманского вероучения, религиозной практики, правилам воздержания и богобоязненности. Хадисами он занимался под руководством Ибн ‘Асакира и ал-Мунзири. Уже в юности Ибн ал-Фарид полюбил одиночество и с позволения отца надолго уединялся на склонах горы ал-Мукаттам, предаваясь благочестивым размышлениям, воздержанию и общаясь, согласно преданию, только с дикими зверями. Около 15 лет Ибн ал-Фарид провёл в Хиджазе, где, по-видимому, и написал большую часть своих трудов. По возвращении в Каир Ибн ал-Фарид скоро стал популярен и снискал репутацию вали (святого). Он поселился в мечети ал-Азхар, где, по свидетельству современников, его посещали «и знать, и чернь». После смерти Ибн ал-Фарида его могила у подножия горы ал-Мукаттам стала объектом паломничества; она сохранилась и поныне.
Ибн ал-Фариду принадлежат две известные мистические касыды — ал-Хамрийа и Назм ас-сулук (последнюю часто называют ещё ат-Та’ийа ал-кубра). Помимо них диван поэта включает в себя много произведений небольшого объёма.
Будучи прирождённым поэтом, Ибн ал-Фарид стремился в своём творчестве традиционными приёмами и образами арабской поэзии передать своё глубокое личное ощущение неразделимого единства, скрывающегося за многообразием жизненных явлений, описать всепоглощающее стремление к этому вечносущему источнику бытия и полное растворение в нём. Бесспорный поэтический талант позволил ему добиться такого синтеза формы и содержания, при котором его стихи можно воспринимать одновременно в двух смыслах: буквальном и мистическом, причём они существуют без ущерба друг для друга. Благодаря этому некоторые небольшие произведения Ибн ал-Фарида с музыкальным сопровождением исполняют на суфийских радениях.
Наследие Ибн ал-Фарида долгое время было объектом богословских дискуссий.
*
Нет небесной сферы, кроме той, где из света моей внутренней сущности создаётся ангел, указующий пути по моей воле.
И нет обиталища, кроме того, откуда от переполнения моего внешнего бытия падает капля, которая заставляет тучу изливаться дождём.
Рядом со мной, взошедшим, далеко распространяющийся свет солнца подобен слабому мерцанию, а рядом с моим водоёмом безграничный океан подобен капле.
*
Глаза воспримут образ, имя — слух,
| Но только дух обнимет цельный дух.
| Так откажись от внешнего, умри
| Для суеты и оживи внутри.
| Уняв смятенье, сам в себе открой
| Незамутнённый внутренний покой.
| И в роднике извечной чистоты
| С самим собой соединишься ты.
| *
То, что было до всех и пребудет всегда, —
| В нём прозрачность воды, но она не вода, —
| Это суть без покрова, что лишь для умов,
| Неспособность постичь надевает покров.
| О Создатель всех форм, что как ветер сквозной
| Сквозь все формы течёт, не застыв ни в одной!
| *
Не ум, а сердце любит, и ему
| Понятно непонятное уму.
| *
Я нищ и наг, но если нищета
| Собой гордится — это вновь тщета.
| Отдай, не помня, что ты отдаёшь,
| Забудь себя, иначе подвиг — ложь.
| Признанием насытясь дополна,
| Увидишь, что лелеет глубина,
| И вдруг поймёшь среди пустых похвал,
| Что, всё обретши, душу потерял.
| Будь сам наградой высшею своей,
| Не требуя награды от людей.
|
О, если ум ваш к разуменью глух,
| И не понятно вам единство двух,
| И душам вашим не было дано
| В бессчётности почувствовать одно,
| То, скольким вы ни кланялись богам,
| Одни кумиры предстояли вам.
| Ваш бог един? Но не внутри — вовне, —
| Не в вас, а рядом с вами, в стороне.
| О, ад разлуки, раскалённый ад,
| В котором все заблудшие горят!
| Бог всюду и нигде. Ведь если он
| Какой-нибудь границей отделён, —
| Он не всецел ещё и не проник
| Вовнутрь тебя, — о, бог твой невелик!
| *
Но у Любви нет цели. Не убей
| Свою Любовь, прицел наметив ей.
| Она сама — вся цель своя и суть,
| К себе самой вовнутрь ведущий путь.
| А если нет, то в тот желанный миг,
| Когда ты цели наконец достиг,
| Любовь уйдёт внезапно, как порыв,
| Слияние в разлуку превратив.
| Будь счастлив тем, что ты живёшь, любя.
| Любовь высоко вознесла тебя.
| Ты стал главою всех существ живых
| Лишь потому, что сердце любит их.
| Для любящих — племён и званий нет.
| Влюблённый ближе к небу, чем аскет
| И чем мудрец, что, знаньем нагружён,
| Хранит ревниво груз былых времён.
| Сними с него его бесценный хлам,
| И он не много весить будет сам.
| *
Весь мир в тебе, и ты, как мир, един.
| Со всеми будь, но избегай общин.
| Их основал когда-то дух, но вот
| Толпа рабов, отгородясь, бредёт
| За буквой следом, накрепко забыв
| Про зов свободы и любви порыв.
| Им не свобода — цепи им нужны.
| Они свободой порабощены.
| И, на колени пав, стремятся в плен
| К тому, кто всех зовёт восстать с колен.
| Знакомы им лишь внешние пути,
| А дух велит вовнутрь себя войти
| И в глубине увидеть наконец
| В едином сердце тысячи сердец.
| Вот твой предел, твоих стремлений край,
| Твоей души сияющий Синай.
| Но здесь замри. Останови полёт.
| Иначе пламя грудь твою прожжёт.
| И, равновесье обретя, вернись
| К вещам и дням, вдохнув в них ширь и высь.
|
Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...
|
Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...
|
Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...
|
Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...
|
|
Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...
Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....
БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...
|
|
Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...
Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества
Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...
Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x):
Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...
|
|