Философия русского зарубежьяВ эмиграции возникло особое философское направление, получившее название философия русского зарубежья. Его представителями были Павел Сергеевич Мережковский, Бердяев, Лев Исаакович Шестов, Питирим Александрович Сорокин. Мережковский разрабатывал проблемы отношений человека и Бога. По нему, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: языческий; приобщения к христианству; полной внутренней гармонии человека, слияния с христианством. Идеал человека у мыслителя – христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же личностями в религиозном безгосударственном объединении. Философия Л. Шестова близка к экзистенциализму, ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Человек и его жизнь уникальны, не зависят от внешних обстоятельств. Человек имеет право добиваться своих прав и интересов, «герой» же имеет право противопоставлять себя обществу. Главными темами философии П. Сорокина были проблемы человека и общества, теории стратификации и социальной мобильности. Стратификация – разделение общества на социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) – страты. Важнейшим условием устойчивости общества является социальная мобильность населения – возможность перехода из одной страты в другую. История, по Сорокину, есть процесс смены ценностей. Историческая действительность есть иерархия в разной мере интегрированных культурных и социальных систем, ценностей, «чистых культурных систем», носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс есть циклическая флуктуация типов культур – специфических целостностей, имеющая в основе ряд главных философских посылок (представление о реальности, методах ее познания). Он выделяет три основных типа культуры: чувственный (sensate) – в нем преобладает непосредственное, чувственное восприятие действительности; идеациональный (ideational), в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический (idealistic) – здесь господствует интуитивный вид познания. Каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смена которых происходят в результате войн, кризисов, революций. Кризис современной «чувственной» культуры, по мнению философа, и большая угроза для человечества в проявляется в развитии материализма, росте бездуховности, в неограниченном развитии науки и техники, не сдерживаемых нравственными императивами. Он видел выход из создавшегося положения в будущей победе религиозной «идеалистической» культуры.
|