Студопедия — Философия позитивизма в России
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия позитивизма в России






Русский позитивизм был представлен Константином Дмитриевичем Кавелиным, Владимиром Викторовичем Лесевичем, Николаем Константиновичем Михайловским. Между ними были разногласия, особенно ярко проявившиеся в политической ориентации либерала Кавелина и буржуазного демократа Михайловского, помогавшего революционному подполью. Общим у позитивистов было то, что они отрицали значение философии как мировоззрения, сводя ее к голому эмпиризму, а в другом случае – к чистому гносеологизму, растворяли ее в естествознании. Русские позитивисты объявляли борьбу материализма и идеализма устаревшей, считая себя «выше» этой борьбы, противопоставляя ей психофизический параллелизм и «надпартийность» своей философии. Лесевич разделял субъективно-идеалистическое учение Маха об «элементах мира», о том, что предметы суть комплексы наших ощущений. Он ратовал за «чистый опыт» Авенариуса и «эмпирический феноменализм» в теории познания, отстаивая учение Авенариуса об «экономии мышления», «метод элиминации». Одновременно он отрицал объективное существование «вещей в себе», причинность и необходимость в природе. Михайловский, Лесевич и другие позитивисты проповедовали субъективный метод в социологии, идеалистическую теорию «героев и толпы». Михайловский выдвинул учение о «правде-истине» и «правде-справедливости». Первой руководствуются естествоиспытатели; второй – социологи, имеющие дело с обществом, с человеком и его духовным миром. В первом случае применим объективный метод, во втором – субъективный. Истина существует лишь «для человека»и есть удовлетворение его познавательных способностей. Михайловский рассуждает об «обществе вообще», о «прогрессе вообще», о «личности вообще». Суть проблемы прогресса он сводил к «неделимости целого», в целостности индивида как биологического существа, требуя при этом не смешивать «общий уровень развития общества» с «общим типом развития индивида». Мерилом прогресса для него является всестороннее развитие личности, «разнородность» личности. «Общий уровень развития общества» прогрессирует, чего нельзя сказать, по мнению мыслителя, об «общем типе индивида», который из универсала, каким он был на ранних этапах, превращается в узкого специалиста в современном буржуазном обществе, которое философ критикует. Он считает, что это общество уродует личность, исключает возможность гармоничного развития ее физических и интеллектуальных задатков. Развитие полноценной личности не должно приводить к ее отчуждению от общества. Личность развивается именно в кооперации с равными себе. Поэтому решением проблемы является социализм. Однако Михайловский изображает общество как простую сумму индивидов. Он априорно конструирует идеальное общество, игнорируя или недооценивая тенденции и закономерности общественного развития.

 

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 694. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия