Студопедия — Смог ли Н.Я. Данилевский преодолеть односторонность в понимании истории?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Смог ли Н.Я. Данилевский преодолеть односторонность в понимании истории?






 

В своей книге Н.Я. Данилевский подвергает критике традиционное деление истории на «Древний мир – Средние века – Новое время», подразумевающее, во-первых, поступательность в развитии общества и, во-вторых, непрерывность истории. История у автора предстает в виде совокупности ряда замкнутых цивилизаций или культурно-исторических типов, которые имеют общность в том, что, подобно биологическим организмам, проходят одни и те же циклы: рождение, старение и умирание. Всего выделяется одиннадцать культурно-исторических типов, расположенных в хронологическом порядке: египетская, китайская, ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская, или древнесемитическая, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитическая или аравийская и германо-романская, или европейская. (См.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1889). Помимо этих Н.Я. Данилевский выделяет два американских типа: мексиканский и перуанский, которые погибли, прежде чем успели создать самостоятельную культуру.

В каждой из перечисленных цивилизаций возможны четыре аспекта в деятельности культуры, определяющих уровень их развития: религиозный, составляющий основу нравственной деятельности; культурный, охватывающий научное, эстетическое и техническое творчество; политический, охватывающий процесс создания государственности и, наконец, общественно-экономический. Впервые религиозная деятельность возникает в качестве самостоятельной в еврейской цивилизации, а культурная в греческой. Это одноосновные культурно-исторические типы. Основу европейской (романо-германской) цивилизации составляют два вида деятельности: политическая и культурная. Задача осуществления всех видов деятельности доступна, по мнению Н.Я. Данилевского, лишь славянским народам, ибо к середине XIX века славянский культурно-исторический тип не достиг стадии цивилизации. (См.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. С. 556). Подобная славянофильская идея была сформулирована накануне первой мировой войны Н.А. Бердяевым в статье «Конец Европы». В частности он писал: «Мы имеем все основания полагать мировую миссию России в ее духовной жизни... И если близится конец провинциально-замкнутой жизни Европы, то тем более близится конец провинциально-замкнутой жизни России. Россия должна выйти на мировую ширь. Конец Европы будет вступлением России и славянской расы на арену всемирной истории как определяющей духовной силы». (Бердяев И.А. Судьбы России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990.
С. 111–112).

Н.Я. Данилевский формулирует закон «сохранения запаса исторических сил», суть которого заключается в том, что, если народ растратил весь запас своих сил, то он должен неминуемо сойти со сцены. Благодаря этому закону народы делятся на передовые, прогрессивные и реакционные. Первые создают культуру и тем самым вносят вклад в развитие истории. Вторые, напротив, играют отрицательною роль. При этом «ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтобы она представляла высшую точку».

Прогресс культурно-исторического типа заключается не в поступательном развитие общества, а в том, «чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях» (Данилевский Н.Я. Россия и Европа. С. 90). Это означает, что каждая цивилизация проходит свой особый путь, и сколько бы ни существовало на земле культурно-исторических типов, развитие человечества ни на шаг не продвинется вперед.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 585. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия