Студопедия — ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, НОРМЫ, ЦЕННОСТИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, НОРМЫ, ЦЕННОСТИ






Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. Основой форми­рования, зарождения и пола! ания целей являются интересы, потребно­сти человека. Эти интересы распространяются на всю его жизнь, на определение ее смысла, отдельных жизненных этапов, средств достиже­ния конкретных целей. Целеполагание - преимущество человека. Тако­вой нет в неорганической или органической природе. Иногда, правда, говорят о компьютерах, считают, что есть " искусственный интеллект". Однако такие машины созданы человеком, в них он вложил цель, и ма­шины эту цель реализуют. Деятельность машин целеисполнительна, и только деятельность человека целеполагающа. В религиозном мировоз­зрении можно обнаружить иную, чем в философии, трактовку целепо­лагания: лишь Бог является единственным полагателем основных целей, а человек исполнитель воли Божьей, его деятельность подобна деятель­ности машины - она (эта деятельность) целеисполнительна. Если и есть у него какие-то особые цели, им сформулированные, то они производны от главных, не им определенных, не им предначертанных; он в конеч­ном счете - Божье творение.

При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма социальна; это образец, правило, принцип дея­тельности, признанные социальной организацией и в той или иной фор­ме заданные для исполнения ее членами1. Норма - это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регули­рующих поведение людей, все иные формы их деятельности2. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимо­действия индивидов и групп. Различают юридические, моральные, логи­ческие и другие нормы. Каждая норма формируется на основе опреде­ленных законов и включает 4 основных элемента: 1) содержание - дей­ствие, являющееся объектом регуляции (познание, практика); 2) харак­тер - то, что данная норма разрешает (предписывает) или запрещает; 3) условия приложения - обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие; 4) субъект или группа людей, которым адресована норма. Типы и виды норм весьма многообразны. Это всевоз­можные нормативы, правила, предписания - от норм, с которыми чело-

1 Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 428.

2 Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 52.


век сталкивается буквально на каждом шагу, до норм, регулирующих взаимоотношения между народами и государствами.

Нормы вытекают из принятых в обществе, государствах, нациях, ре­гионах, макрогруппах, микрогруппах, у отдельных людей представлени­ях о ценностях.

Философ О.Г. Дробницкий следующим образом определяет ценность. " Ценность", пишет он, это понятие, обозначающее, во-первых, положи­тельную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного осознания (субъективные ценности, или ценно­сти сознания)1. К предметным ценностям О.Г. Дробницкий относит ес­тественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихий­ных бедствиях, потребительную стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальное благо и зло, содержащиеся в общественных явле­ниях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатст­ва современников; полезный эффект или теоретическое значение науч­ной истины; моральное добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства; предметы религиозного поклонения. К ценно­стям сознания он относит общественные установки и оценки, императи­вы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных пред­ставлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы и принципы действия). Данная точка зрения на ценность во многом верна. Вызывает сомнение лишь отнесение к ценностям " отрицательных" значимостей. К таким значимостям относятся, к примеру, болезнь, инвалидность или смерть, однако вряд ли кто скажет, что для того, кто заболел неизлечи­мой болезнью, сама эта болезнь есть " ценность". Мы полагаем, что прав философ A.M. Коршунов, который обратил внимание на то, что не вся­кая значимость есть ценность. " Ценность, - отмечает он, - есть поло­жительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека... Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии (и в жизни человека, скажем мы), могут интерпретироваться как отрицательные значимости... Ценностным является все то, что включается в общественный прогресс, служит ему" 2. Для индивида ценно то, что служит его интересам, разви-

1 Дробницкий О.Г. Ценность // Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 462.

Коршунов А.М. Диалектика субъекта и объекта в познании. М., 1982. С. 107-108.


таю. Хотя, конечно, бывают и исключения, когда, например, в опреде­ленной ситуации некий индивид предпочтет инвалидность здоровью. Все больше сторонников появляется у тех, кто утверждает, что главной ценностью является человек.

Возникает вопрос: правильно ли выдвигать предметные ценности на передний план, считая, например, товары основополагающими ценно­стями, а представление о субъектной ценности, о назначении человека, о добре, справедливости и т.п. производной ценностью? На наш взгляд, отношение между этими группами ценностей нужно перевернуть и трактовать материальные ценности производными от ценностей челове­чески жизненного плана. По убеждению И.С. Нарского (нам оно пред­ставляется важным), материальные блага являются лишь средством дви­жения к подлинным ценностям - счастью человека, свободе, добру и справедливости.

Итак, ценность - это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1289. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия