Студопедия — В. Г. Белинский. Формирование его мировоззрения и деятельность
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В. Г. Белинский. Формирование его мировоззрения и деятельность






 

Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848) вышел из среды разночинцев. Учился в Чембарском уездном училище и в Пензенской гимназии, затем в Московском университете. Будучи студентом, он написал антикрепостническую драму «Дмитрий Калинин», за что был исключен из универси­тета. Белинский занялся литературно-критической рабо­той в журналах.

Мировоззрение Белинского претерпело глубокие из­менения. В 30-х годах он стоял на позициях идеализма и просветительства. В драме «Дмитрий Калинин» (1830) он, осуждая крепостное право, возлагал свои надежды на просвещение, гуманизм и нравственное пе­ревоспитание людей. В произведении «Литературные мечтания» (1834) Белинский доказывал, что весь окру­жающий нас мир есть не что иное, как «дыхание еди­ной, вечной идеи». Но уже здесь он сторонник

идеали­стической диалектики; идея, утверждал он, не знает покоя, она живет и движется, непрерывно творит новое и разрушает старое; жизнь — беспрестанное действование и борьба.

Вопрос о назначении искусства Белинский решал в этот период идеалистически. Назначение и цель ис­кусства, писал он, «изображать, воспроизводить в слове, в звуке, в чертах и красках идею всеобщей жизни при­роды»; искусство есть «бессознательное выражение тво­рящего духа» (т. е. интуиции) и имеет свою цель в самом себе. Вместе с тем уже в 30-х годах Белинский смело выступал против обскурантизма реакционных

пи­сателей самодержавно-крепостнического лагеря Булгарина, Греча, Сенковского, Шевырева и др. Уже в это время, отступая от идеализма, он защищал реализм и народность в искусстве, давал высокую оценку

творче­ству Пушкина, Гоголя, Крылова, доказывал, что «наша народность состоит в верности изображения картин рус­ской жизни».

В 1837—1839 гг., в условиях жестокой реакции, уста­новившейся в России после расправы царизма с декаб­ристами и временного спада крестьянского движения, Белинский приходил к ошибочному выводу о необходи­мости «примирения с гнусной действительностью». Тео­ретическим источником этого «насильственного прими­рения» было влияние консервативных социально-поли­тических взглядов Гегеля. Известное положение не­мецкого мыслителя «Все действительное разумно, все разумное действительно» Белинский истолковал тогда крайне односторонне, в смысле оправдания самодержа­вия в России как исторически себя будто бы еще не ис­черпавшего и способного выполнять еще функции про­свещения. Свое примирение с действительностью Белин­ский называл «насильственным», оставаясь сторонником диалектической идеи отрицания старого новым; он счи­тал отрицание необходимым моментом развития, но по­лагал, что это отрицание должно быть исторически подготовленным. «Насильственное примирение» с

дейст­вительностью, однако, не привело его к оправданию крепостного права и сословного деления общества в России; в принципе он и в это время не отвергал воз­можности установления республики в России, но ее

осу­ществление относил к отдаленному будущему.

Длительные споры с друзьями по вопросам филосо­фии и исторических судеб России, более обстоятельное и глубокое изучение общественно-политических порядков страны и нараставшего в ней освободительного движе­ния, знакомство с политической и идейно-теоретической борьбой в Западной Европе уже в конце 30-х — начале 40-х годов приводят Белинского к пересмотру своей ошибочной позиции примирения с действительностью. В начале 1840 г. он подверг критике консервативные стороны философии Гегеля и выступил против гегелев­ской концепции конституционной монархии, называя его политический идеал «узким», недостойным

вели­кого мыслителя.

С не меньшей резкостью обрушился Белинский и на свои собственные ошибки, безоговорочно осуждая при­мирение «с гнусной расейской действительностью». От­ныне он считал, что самодержавие исторически исчерпа­ло себя в России еще при Петре I и после этого прояв­ляет себя как реакционная сила, тормозящая историче­ский прогресс. Встав на позиции революционного демо­кратизма, Белинский на первое место выдвигал вопрос об уничтожении крепостного права и самодержавия. Эти идеи нашли отражение в его письмах к друзьям, в том числе в «Письме к Гоголю».

В 40-х годах под воздействием революционных собы­тий на Западе и в России, под влиянием идей француз­ского утопического социализма Белинский начал пропо­ведовать социалистические идеи. В отличие от утопи­стов-социалистов Сен-Симона, Фурье, Оуэна Белинский полагал, что социализм будет достигнут через народное восстание. «...Смешно и думать, что это может сделать­ся само собою, временем, без насильственных переворо­тов, без крови»(В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. XII. М, 1956, стр. 71. 396.).

Однако и у Белинского социализм носил ненаучный, утопический характер, ибо он не видел истинных путей к социализму, не знал тех общественно-исторических сил, которые могут осуществить его, не понимал истори­ческой роли пролетариата, хотя и сочувствовал ему.

«Самая революционная натура» в России 40-х годов, Белинский громил не только крепостников, но и либера­лов, обличал жестокую власть капитала на Западе, одобрял революционные выступления пролетариев во Франции в 30-х годах, горячо приветствовал начавшие­ся в Европе революции в 1848 г. Как диалектик, Бе­линский высоко ценил идею прогрессивного развития через отрицание старого новым. «Отрицание, — говорил он, — мой бог», отрицание — «закон исторического разви­тия», ибо без отрицания нет жизни, нет развития и про­гресса, нет смены старого новым. «В истории мои

ге­рои — разрушители старого» (В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. XII, стр. 70.). Таким образом, диалек­тика Белинского служит революционной демократии в ее борьбе против отживших абсолютистско-крепостнических порядков в России.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1251. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия