Стили персидской поэзии
ля изучения стилей поэзии необходимо произвести очень тонкий и четкий анализ (разделение). Хотя, возможно, выделение пяти эпох в развитии стилей персидской поэзии с III в. л. х./IX в. до настоящего времени не является лучшим решением, это представляется единственно продуктивным, хотя и вынужденным, методом, тогда как другие способы, которые подробно характеризуют каждый стиль, не дают искомого результата. Последние попытки классифицировать стили персидской поэзии позволили разделить ее на 8 периодов [161]. Бахарвыделял в персидской поэзии четыре основных стиля [162]. Но так как нам необходимо более подробно рассмотреть эту тему, мы остановимся на восьми. Это следующие стили: 1) хорасанский стиль (со второй половины III в. по V в. л. х./ со второй половины IX в. по XI в.); 2) промежуточный стиль Сельджукской эпохи (VI в. л. х./XII в.); 3) иракский стиль (VII—IX вв. л. х./XIII—XV вв.); 4) событийный стиль и стиль ва-сухт (ан) (X в. л. х./XVI в.); 5) индийский стиль (XI—первая половина XII в. л. х./XVII—первая треть XVIII в.); 6) стиль Возвращения — Базгашт (середина XII—конец XIII в. л. х./ вторая треть XVIII—третья четверть XIX в.); 7) стиль эпохи Конституционной революции (первая половина XIV в. л. х./третья четверть XIX—первая треть XX в.); 8) новый стиль (вторая половина XIV в. л. х./вторая треть XX в. и далее). 1. Хорасанский стиль Хорасанский стиль — время правления Саффаридов, Саманидови Газнавидов. Под хорасанским, или туркестанским, стилем персидской поэзии понимается поэтический метод первых веков развития персидского стиха, сформировавшийся на востоке Ирана, в Мавераннахреи в литературных кругах Хорасана, который превосходил все другие существовавшие тогда центры персидской поэзии. При исследовании стилей поэзии этой эпохи необходимо обратить внимание на три вопроса: 1) исследование первых стихов и степени их правильности и неправильности; 2) исследование языковых особенностей; 3) исследование литературных особенностей и мировоззренческих основ поэзии. Что касается первых стихов, то здесь важно обратить внимание на достоверность рукописных источников, ведь обычно эти стихи встречаются в житийной литературе и в словарях. На основании дошедших до нас стихов поэтов той эпохи можно сказать об их стиле следующее: «Во всех этих стихах применяется архаичный язык, арабских слов встречается не так много, а в некоторых стихах арабизмов вообще нет. Глагольные формы также архаичны и в последующие столетия вышли из употребления, так и оставшись принадлежностью III—IV вв. л. х./ IX—X вв. Смысловая структура стиха довольно проста, мелодичность слабая, а размер (‘аруз) соблюдается не четко. Стихи написаны в форме кит‘а, где только четные строки рифмуются между собой. Это обычно назидательная литература, но в ней используется интонация эпоса. Такой стих следует за логической формой и напоминает прозаическое произведение, а потому похож на „прямой стих“» [163]. В последнее время языковые особенности поэзии хорасанского стиля изучались в разных произведениях. Так, Бахарв своей книге Сабкшинаси (Литературные стили)уделяет внимание лексико-грамматическим особенностям прозаических произведений первой литературной эпохи [164]. Д-р Махджубв книге Барраси-йи ши‘р-и сабк-и Хурасан (Исследование поэзии хорасанского стиля)подробно говорит об этих особенностях [165]. Всеобъемлющее исследование персидской прозы проведено д-ром Парвизом Натилем Ханлари [166]. Поэтому все желающие более подробно ознакомиться с особенностями этого стиля могут обратиться к указанным исследованиям. Например, из фонетических особенностей языка хорасанского стиля следует отметить приставной алиф, дополнительную касру, некоторые особенности метрики, редукцию гласных, использование старинного стиля произношения, выделительные конструкции, произношение гласного «а» как «е» под влиянием «и» и т. д. Что касается лексики, то в этих стихах использовались слова среднеперсидского языка (пахлави) или близкие к нему, наблюдалась замена перс[HH2] идских слов арабскими и ограниченно использовались арабские слова, применялись устаревшие персидские слова, арабские отглагольные существительные (масдары), слова и предлоги с особыми значениями и т. д. Там же можно почерпнуть сведения об особенностях синтаксического и смыслового строя стихов той эпохи. Отметим, что при определении стиля большое значение имеет повторяемость характерных особенностей в стихах каждой эпохи. Именно этот статистический фактор и позволяет определить наличие сформировавшегося стиля. А теперь перечислим основных поэтов хорасанского стиля. Рудаки(329 г. л. х./940 г.) От этого поэта до нас дошло только 900 байтов. Он был слеп, что некоторое время удивляло всех исследователей его творчества. Умер в 329 г. л. х./940 г., т. е. в год рождения Фирдауси. В его стихах присутствуют все яркие грамматические особенности хорасанского стиля. Иногда он заменял персидские слова арабскими (харб вместо джанг, хасм вместо душман и т. д.). В его творчестве имеются как произведения назидательного плана, так и лирического. Видимо, он был автором и рифмованных повествовательных произведений (поэтического варианта Калилы и Димны и поэмы Синдбад-нама, которая ему приписывается). В своем творчестве он использовал формы маснави, кит‘а, касида и руба‘и. Его кит‘а носят преимущественно назидательный характер, а касиды — панегирический. Впрочем, в некоторых касидах он описывает свои мысли и чувства, причем делает это так искусно, что оказывает глубокое воздействие на читателя. Ему приписывают также создание стихотворной формы руба‘и. В его касидах чувствуется дух эпоса, хотя есть и дух легкомыслия. Мас‘уд Фарзадв своих исследованиях доказал, что Рудакиявляется пионером в использовании 12 размеров ‘аруза [167]. В композиции и образах его поэзии важную роль играет природа. В его стихах мы встречаем следы зороастрийской культуры и древнего Иранадоисламской и доарабской эпох. Его фантазия преобразует субъективные переживания в эмоциональные проявления [168]. Шахид Балхи(325 г. л. х./936 г.) Он был современником Рудаки, и у Рудакиесть элегия на его кончину. От этого поэта до нас дошло примерно 100 байтов. Видимо, можно утверждать, что первая газель в полном смысле этого слова была написана именно этим поэтом [169].
|