Студопедия — Аш‘ариты
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Аш‘ариты






Аш‘ариты (другое название — аша‘ира) появились в III в. л. х./IX в. по мере постепенного ослабления влияния му‘та­зилитской школы. Новое течение получило свое название в честь его основателя Абу ал-Хасана ‘Али б. ‘Исма‘ила Аш‘ари(260—330 гг. л. х./874—942 гг.) Он жил в Басреи являлся учеником крупного му‘тазилита Абу ‘Али Джаба’и. Его разногласия с му‘тазилитами касались таких принципиальных вопросов, как Бог и Его трансцендентная сущность, сомнений в причинно-следственной связи рабства человека перед Богом. Это течение относилось преимущественно к суннитской ветви ислама, и с самого своего появления было подвергнуто критике со стороны своих противников и оппонентов, в особенности му‘тазилитов. Но Аш‘аризаявил, что основным принципом его школы является следование Кни­ге и сунне, подчеркнув, что его взгляды не отличаются от взглядов Ахмада Ханбала [91]. Из известных представителей этого течения можно назвать Абу Хамида Исфарайни(406 г. л. х./1015 г.) и Абу Бакра Баклани(403 г. л. х./1012 г.).

Аш‘аритское учение в целом противопоставлялось рационально-дискурсивным методам му‘тазилитов. Аш‘ариты заявляли, что абсолютный авторитет разума не только защищает религию, но и во многих случаях может служить причиной уничтожения веры. Коранпостоянно подчеркивает принцип веры в неведанное (сокровенное), что, собственно, и составляет ее основу. А посему сокровенное стоит выше, чем логический довод [92]. В литературе приводятся многочисленные примеры разногласий между аш‘аритами и му‘та­зи­литами, мы же огра­ничимся упоминанием основных из них.

1) Аш‘ариты говорят, что добро и зло — дело всех созданных Бо­гом тварей и у раба Божия нет здесь своего воления. Му‘тазилиты же заявляют, что Господь — источник благих дел, тогда как зло тво­рится исключительно тварями, в частности людьми.

2) Аш‘ариты: основой веры является убеждение в сердце, тогда как речь и действие имеют второстепенное значение. Му‘тазилиты же устанавливают три основы веры: убеждение в сердце, речь и действие согласно установлениям.

3) Аш‘ариты: качества Бога существуют сами по себе, неизменны и трансцендентальны. Му‘тазилиты: качества Бога полностью совпадают с его субстанцией.

4) Аш‘ариты отрицают рациональное различение добра и зла, а му‘тазилиты его признают.

5) Аш‘ариты полагают, что Бога можно увидеть в день Страшного суда и воскресения из мертвых, тогда как му‘тазилиты отвергают такую возможность.

6) Аш‘ариты не признают теорию «нахождения великого греха между верой и неверием (куфром)».

7) Аш‘ариты отрицают вечность в огне, а му‘тазилиты ее признают.

8) В политике аш‘ариты выступают за избрание имама народом, а му‘тазилиты говорят о том, что имам определяется писанием и волей людей.

9) Аш‘ариты считают Слово Божие (Коран) субстанциально не­со­творенным, но древним чудом, тогда как му‘тазилиты считают Слово Божие сотворенным.

10) Аш‘ариты: вера и покорность даются человеку от Бога, а грех и неверие возникают по попущению Божию.

Кратко описанные выше три течения заложили основы религиоз­ной философии. Иранские поэты придерживались преимущественно одного из этих трех идеологических направлений. Первым шиитским поэтом был Киса’и, Фирдауси —шиитско-му‘тазилитский поэт, а Насир-и Хусрау — ‘исма‘илит. Нужно сказать, что шииты и му‘та­зилиты, применяя дискурсивный метод, во многих случаях приходили к схожим выводам. Поэты, жившие во время расцвета индийского стиля и в эпоху Возвращения (Базгашт), были последователями шиизма. Те же, чья жизнь совпала с господством хорасанского и иракского стилей, обычно были аш‘аритами и суннитами. Это особенно касается поэтов-суфиев, ставших звездами на сияющем небосклоне истории персид­ской литературы.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 717. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия