Студопедия — Современная западная философия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Современная западная философия






Исторические предпосылки:

1. Глубокие социальные потрясения XX века.

2. Революционные преобразования в науке (начало современной НТР).

3. Кризисные явления в отношениях «общество – природа» и «общество – человек».

Основные проблемы:

1. Переоценка в новых условиях познавательных и преобразовательных возможностей человека.

2. Переоценка отношений «вера – знание» и «человек – мир».

3. Смена философской картины мира.

4. Переосмысление соотношения сущности и существованию человека.

Основные течения и их характерные черты:

Неопозитивизм. Предше­ственники: 1) ранний позитивизм (О.Конт, Г. Спенсер), провозгласивший основной принцип, согласно которому философия «изжила себя», поскольку наука становится сама себе философией, а потому философия из учения о «первоначалах бытия» должна превратиться в «слугу науки», а для этого стать исключительно ее методологией, построенной по образцу естествознания, т.е. стать «позитивной философией»; 2) поздний позитивизм, или махизм (Э. Мах, Р.Авенариус), абсолютизировавший роль опыта в науке, доведя ее до принципа «вне опыта субъекта, так называемых «психических элементов», нет никакого объекта, т.е. «физических элементов», и тем самым возродивший на новом уровне развития науки субъективный идеализм Д.Беркли и Д.Юма. Собственно неопозитивизм зарождается в 20-е годы XX в.. По мнению его представителей (М.Шлик, Р.Карнап, Л.Витгенштейн и др.) философия должна заниматься исключительно лингвистическим анализом языка науки, поскольку большинство проблем в ней возникает из-за его недостаточной строгости и употребления «пустых» понятий не отражающих данных опыта, таких, например, как «материя». Критерием научности в связи с этим должен стать «принцип верификации», т.е. принципиально возможной проверяе­мости всех элементов знания эмпирическим путем (опытом). Все непроверяемое таким об­разом знание должно быть устранено из науки. Но этим подрывается логическая структура научного знания вообще, так как в любой теории есть общие понятия, в принципе непроверяемые в опыте (идеальный газ, абсолютная плоскость и т.п.). Наука, т. о., сводится, по сути, к описанию частных слу­чаев. Особо широкое распространение нео­позитивизм получил в 50–60 г. XX века в среде научно-технической интеллигенции, когда на фоне гро­мадных успехов научно-технической мысли создавалась иллюзия ее неограниченных возможностей (сциентизм и технократизм). Однако дальнейшее развитие науки и общественной практики обнаружило слабость исходных положений неопозитивизма, которую пытались устранить представители постпозитивизма (Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд). Они предложили, в частности, дополнить принцип верификации «принципом фальсификации», согласно которому лишь те теории могут признаваться научными, которые имеют относительный характер и потому в принципе могут быть «фальсифицированы», т.е. опровергнуты. Однако, как известно, истинность знания на любом историческом этапе его развития всегда относительна, а ложность может приобретать абсолютный характер, что делает принцип верификации недостаточно состоятельным критерием научности знания.

Экзистенциализм – философия человеческого существования, считающая себя един­ственной гуманистической философией XX века. В центре – проблема личности, ее связей и отношений с внешним миром, жизни и смерти человека. В силу этого наибольшее распространение экзистенциализм получил в среде представителей духовной культуры – писателей, художников, музыкантов и др. Исход­ные идеи лежат в учениях С. Кьеркегора (датский философ–мистикXIX века) и Э. Гуссерля. Различают экзистенциализм религиозный (Г. Марсель, К. Ясперс) и атеистический (К.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А. Камю). В основеи того и другого лежит психология катастрофы, страха перед будущим. Основные идеи: человек постоянно живет в ожидании и переживании неудач, сильнейшей из которых является смерть. Ее можно отодвинуть, но нельзя избежать. Переживания человека по этому поводу и определяют личностную картину мира. При этом отличие человека от животных в том, что только ему открыт факт собственной конечности. Важнейшая категория – «пограничная ситуация» (П.С), т. е. состояние между бытием и небытием. Ощущение П.С. как бы освобождает чело­века от общественно навязанных ему форм поведения (нравственных, политических и др.) и позволяет раскрыться его подлинной сущности, проявиться его свободе. В то же время теряются привычные основы «опоры» бытия человека. Поэтому свобода тяжело переживается человеком и не каждый в рав­ной степени способен нести эту важнейшую ношу ответственности. Многие стараются избежать ее или переложить на других или даже на Бога. Осознание неизбежности свободы даст силы к разделению бы­тия людей на подлинное и неподлинное. Из трагичности бытия человека в мире вытекает его бесцельность и бессмысленность. Но и мир в таком случае предстает перед человеком как абсурдный и лишенный смысла.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 388. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия