Студопедия — О роли дифференциации в социальных кругах
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О роли дифференциации в социальных кругах






В связи с низким и высоким социальным уровнем Г. Зиммель выделял «грубое» и развитое мышление. Мышление определяет некую связь представлений, где одно представление вызывает другое. С развитием представлений Зиммель сравнивал взаимоотношения индивидов. Ход развития, по его мнению, нацелен на «установление ассоциативных отношений между гомогенными[18] составными частями, принадлежащими к гетерогенным[19] кругам» [1, с. 411]. В семье существует несколько разных индивидуальностей, между которыми существует тесная связь. Член этой семьи по мере развития завязывает различные отношения с личностями, находящимися в другом кругу ассоциаций. Отношения этого члена семьи с личностью с другого круга основываются на «объективно одинаковых способностях, склонностях, деятельности и т.д.» [1, с. 411]. Таким образом, на этой основе завязываются новые отношения с индивидами из других групп. Создаются новые круги, которые пересекаются с прежними кругами. Число кругов, к которым принадлежит человек, является одним из показателей высоты культуры. Человек может принадлежать к нескольким кругам: он может принадлежать к семейству своих родителей, потом к семье, которую он основал сам, к семье своей жены, к профессиональному кругу по одному или нескольким интересам, к какому-либо сословию, классу, к самому государству.

Получается, что круги, к которым принадлежит индивид, образуют своеобразную систему координат. У каждого человека свой определенный спектр кругов. Чем больше людей, тем меньше вероятности, что совокупность кругов, в которые входит один человек, и совокупность кругов, в которые входит другой человек, совпадут.

Благодаря тому, что человек в различных кругах, к которым он принадлежит одновременно, может занимать различные по высоте позиции, возрастает возможность его индивидуализации. Это объясняется очевидной дифференциацией.

В любой группе существует конкуренция, которая иногда полезна, а иногда может вызывать осложнения. В данной ситуации конкуренция создаёт некоторые осложнения. Например, купец составляет другому купцу конкуренцию, но при вхождении в этот социальный круг он одновременно объединяется с ним из-за одинаковых интересов. Из-за конкуренции возникает «отношение противоположности» [1, с. 415] индивида к своему кругу. Чем сильнее конкуренция в данной группе, тем больше члены этой группы будут стремиться подыскивать себе такие круги, в которых конкуренция меньше.

Когда в обществе господствует партийная жизнь, то существует такая ситуация, когда мнения индивида и группы противоположны, первый и вторая вынуждены принадлежать к противоположным партиям. В этом случае, по Зиммелю, индивид будет стоять на пересечении двух групп, противоположных друг другу, поскольку, не желая идти во всём за партией, «он окажется в такой группе, которая слита воедино с его политическими противниками» [1, с. 416].

Развитие «публичного духа» заключается в том, что существует достаточное количество кругов какой-либо формы или организации с целью каждой одарённой личности дать возможность в группы и действовать на основе товарищества. Такое развитие приближает к идеалу коллективизма и к идеалу индивидуализма, то есть, с одной стороны, индивид находит для удовлетворения своих стремлений такую группу людей, которая способствует ему в этом, предлагает ему целесообразную форму действий и выгоды; с другой стороны, специфические черты индивидуальности «оберегаются» совокупностью нескольких кругов.

Насколько связь в круге тесная Зиммель предлагает измерить тем, выработал ли этот круг «особую честь». То есть если один из членов потерял свою честь или её оскорбили, и данное событие воспринимается другими членами группы так, как будто оскорбили их честь, то связь в круге тесная. И наоборот. С помощью такого понятия чести «круги обеспечивают себе целесообразное поведение своих членов». В качестве примеров чести круга Зиммель приводит честь семьи, купеческая честь, офицерская честь и т.д. Ситуация, отражающая «действие» чувства чести: сначала строгая регламентация, с помощью которой социальная группа как целое регулировала образ жизни отдельного человека, всё больше и больше ограничивается интересами общности. Образуются новые группы, потому что человек, руководствуясь интересами решает к какой группе ему принадлежать. Чтобы помешать ему в задуманном, группа давит на чувство чести для прочного существования этого человека в ней.

Недифференцированное господство общества над человеком не может касаться ряда жизненных отношений, которые «представлены личному произволу» [1, с. 418] этого человека. Например, пусть человек будет служить в политике и подчиняться её нормам и ценностям, на территории его дома эти нормы и ценности действовать не будут, и он будет полным хозяином положения. По мере того как личность всё больше и больше освобождается от недифференцированной коллективной власти, она ищет «для отдельных своих сторон возможности социального соединения и добровольно ограничивает тот индивидуалистический произвол» [1, с. 419].

По мнению Зиммеля, один из самых важных путей, по которому идет прогрессирующее развитие заключается в том, что социализация должна представлять для равномерного распределения свободы и «скованности» однородному объединяться из разнородных кругов, а не принудительно соединять «чужеродные моменты личности» [1, с. 419] в единый круг. Например, наёмный рабочий трудится за вознаграждение. Этот признак объединяет его с другими наёмными рабочими. Значит их отношение к капиталу является одинаковым. В данном случае капитал путём дифференциации из всех разнородных занятий наёмных рабочих выделяется однородное и создаёт единство, для всех, кто к нему имеет какое-либо отношение.

Немецкий социолог считал, что односторонние натуры представляют всё общечеловеческое только в каком-то ограниченном воплощении, потому что они не способны понимать личность других и вычленять те моменты, которые являются общими для всех. В отличие от таких людей разносторонние, образованные и деятельные натуры, которые внутренне сильно дифференцированы, склонны к космополитическим настроениям и убеждениям.

Если принадлежность к определённой профессии ставит «в зависимость от себя все остальные жизненные интересы», то при увеличении видов деятельности данная зависимость должна ослабнуть, потому что во всех остальных интересах обнаруживается много сходного. Таким образом, возрастающая дифференциация профессий должна показать индивиду, как одно и то же направление остальных жизненных интересов может быть соединено с различными профессиями и гораздо меньше зависеть от них. Дифференциация жизненных интересов может возрастать вместе с развитием культуры.

Факт существования гомогенного в гетерогенных кругах обозначает более высокую степень развития. Семейный принцип, выступающий в качестве основного для дифференциации и интеграции, по Зиммелю, превосходит всякий другой. «Солидарность семьи в сравнении с объединением на основании объективных точек зрения» хоть является принципом механическим, внешним, но, с другой стороны, семья основана на объективном начале. «Социально-политическое единство семьи и ее солидарная ответственность за каждого члена имеют положительное значение и оказываются тем более рациональными, чем более мы научаемся понимать действие наследственности». «Слияние известного постоянного числа людей в одну группу, рассматриваемую как единство в аспекте внутреннего членения, военной службы, налогообложения, уголовной ответственности и т.д., лишено всякого рационального основания, и тем не менее там, где мы его можем проследить, оно является восполнением принципа родства и служит для достижения более высокой ступени культуры». [1]

Таким образом, на примере семьи «социальные учреждения, классификации и соединения могут становиться более механическими и внешними и все-таки служить культурному прогрессу, если появляется более высокая социальная цель, которой они просто должны подчиниться» [1, с. 424].

Подведём итоги главы. Ещё будучи членом только одного социального круга – семьи, индивид по мере развития завязывает различные отношения с личностями, находящимися в других социальных кругах ассоциаций. Создаются новые круги, которые пересекаются с прежними кругами. Число кругов, к которым принадлежит человек, является одним из показателей высоты культуры. Происходит дифференциация, и возрастает возможность индивидуализации человека. Чем сильнее конкуренция в каком-то социальном круге, тем больше члены этой группы будут стремиться подыскивать себе такие круги, в которых конкуренция меньше. С помощью такого чувства чести «круги обеспечивают себе целесообразное поведение своих членов». Прогрессирующее развитие заключается в том, что социализация должна представлять возможность однородному объединяться из разнородных кругов.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 431. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия