Студопедия — Социологических взглядов Георга Зиммеля
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социологических взглядов Георга Зиммеля






 

Период конца 80-х – начала 90-х годов являлся переходным для Германии. Страна, являвшаяся родиной Зиммеля, превращалась из европейской провинции в колониальную империю. Пруссия будучи захолустным королевством превращалась в ядро будущего германского рейха. А Берлин – из штатной столицы в «мировой город» [2, с. 6]. Этот период я бы назвала кризисом культуры, где переплетаются старые и новые идеи и тенденции. И именно в эти годы полностью развернулось социологическое творчество Зиммеля.

На становление идей учёного в различные моменты его духовного развития оказала воздействие идеология восьми социально-культурных групп, течений, слоёв, образовавшихся в это время.

Сословие торговцев и ремесленников стремилось возродить традиционную (докапиталистическую) хозяйственную структуру, потому что капиталистическое денежное хозяйство рассматривалось ими как зло. Будучи протестантами[1] по вероисповеданию и националистами[2] по убеждению они считали, что «еврейство» - источник и символ «плутократии»[3], придерживались антисоциалистических взглядов[4].

Новые промышленные и торговые слои. Их представители стремились подражать старому феодальному дворянству в их образе жизни. Они были лишены серьёзных религиозных убеждений, но использовали религию как средство для привлечения масс.

Левые либералы оказали значительное воздействие на муниципальную политику с учётом того, что они не имели влияния в общенациональном масштабе.

Социалисты являлись сторонниками теории Карла Маркса и относили себя к общественному строю, который пришёл на смену капитализма и был основан на общественной собственности на орудия и средства производства и на власти трудящихся, руководимых рабочим классом во главе с коммунистической партией.Но их большинство, в 70 – 80-е годы сошли с революционных марксистских позиций и превратились в социал-реформистов, которые понимали соглашения разнородных социальных сил, не отрицая при этом, что цели общества изменяются по мере изменения условий жизни личности. Это произошло вследствие воздействия правительственной пропаганды и в результате бюрократизации[5] профсоюзов и рабочих кооперативов. Их мировоззрение очень совпадало с мировоззрением левых либералов, с их «натуралистическими» и «реалистическими» идеями.

Антирационалистическое течение. Целью последователей данного течения было вернуть первоначальный дух немецкого романтизма, то есть той общественной ситуации в Германии конца XVIII века до превращения Берлина в «мировой город», когда ввиду раздробленности страны была невозможна широкая политическая активность; внутренняя энергия нации была направлена в духовные сферы; расцветала литература и немецкая классическая философия; когда ранние немецкие романтики были склонны к философскому теоретизированию и к объединению в группы, а отвергнутые сдержанность и смирение, сменили сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. Последователи данного течения придерживались идей Ницше и Шопенгауэра. Выступали против урбанизации[6], материализма[7], рационализма[8]. Безусловно эти идеи повлияли на зиммелевский социологический анализ проблем культуры и оценку кризисных явлений духа.

На Зиммеля повлиял, несомненно, Берлинский университет. В 1876 Зиммель поступил в Берлинский университет, где изучал философию и историю. Здесь в числе его преподавателей были историки И.Дройзен, Т.Моммзен и Трейчке, основатели «психологии народов» М.Лацарус и Г.Штейнталь, а также Бастиан, и философы Харм и Целлер. В период принадлежности Зиммеля к университету и будучи там приват-доцентом вместе с ним работали историки его бывшие преподаватели Дройзен, Моммзен, Трейчке, психологи Вундт и Штумпф, социолог Макс Вебер, философ Дильтей, а также Шмоллер и другие специалисты.

Георг Зиммель вместе с Максом Вебером и Ф.Теннисом организовал Немецкое общество социологов.

Последняя из восьми социо-культурных течений – неофициальная берлинская культура. Это течение основывалось на идеях материализма, механицизма[9], дарвинизма[10]. Представители неофициальной берлинской культуры считали естествознание «религией нашего времени», социологию они видели тесно связанной с возможностью практического решения «социального вопроса», «а позитивизм в его различных вариантах рассматривался как подлинно научная философия» [2, с. 9-10].

Конец 80 - 90-х годов является первым этапом творчества Зиммеля. Этот этап называют натуралистическим. Хронологически он совпадает с периодом работы Зиммеля приват-доцентом Берлинского университета. В этих годах молодой учёный написал свою первую большую работу - «Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования».

«В основе зиммелевской концепции социальной дифференциации лежали идеи Герберта Спенсера о механизме природной и социальной эволюции» [2, с. 13].

Эволюция в социологии Г. Спенсера как изменение, переход от бессвязной гомогенности (однородности) к гетерогенности (неоднородностный по составу), который сопровождается процессами рассеяния движения и интеграции материи". По Спенсеру эволюция идёт путём дифференциации от простоты к сложности, от однообразия, гомогенности к многообразию, гетерогенности, от текучести к стабильности. «Существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм или общество «служит» составляющим его индивидам» [3]. Он выделяет 3 вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Суть и содержание данной эволюции, по мнению учёного, - социализация человека.

Но Зиммель не полностью опирался на эволюционистскую концепцию Г. Спенсера. Собственной была идея конфликта и дифференциации в качестве способа разрешения этого конфликта.

Также на взгляды Георга Зиммеля этого периода повлиял Фехнер, точнее его атомизм[11], о котором Зиммель детально написал в своей диссертации в начале 80-х годов. Зиммель признавал существование простейших, бесконечно малых атомов, к отношениям которых могут быть сведены все материальные объекты и явления. Перенеся идеи Фехнера на свою концепцию, у Зиммеля получилось, что атом – это индивид, взаимодействующий с другими индивидами. Несколько взаимодействующих индивидов образуют группу. И вследствие развёртывания этих групп и их взаимодействия между собой образуются социальные круги, которые в отличие от группы характеризуются большим количеством различных интересов и функций входящих в них индивидов. Как лист бумаги, являясь материальным объектом, представляет собой целостность простейших частиц, атомов, так и социальные круги представляют собой целостность разнородных атомизированных индивидов.

В эти же годы Зиммель познакомился с «объективным духом» через Лацаруса и Штейнтеля (его учителей по Берлинскому университету), которые в свою очередь были тесно связаны с Дильтеем. В понимании Дильтея объективный дух - это «совокупность явлений, в которых концентрируется и объективизируется историческая и культурная жизнь, совокупность тех фиксированных в языке, нравственности, форме и способе жизни, семье, обществе, государстве, искусстве, технике, религии и философии жизненных явлений, исследование которых и составляет задачу наук о духе» [6], то есть таких наук, объектом исследования которых является события, происходившие только однажды.

Следующий период творчества Георга Зиммеля – неокантианский. В этот период полностью сложилась концепция его формальной социологии, которая отразилась в важнейших социологических работах, как «Философия денег» и «Социология. Исследование форм социации».

На написание «Философии денег» сильно повлияли идеи Карла Маркса, такие как: диалектический анализ роли денег в буржуазном сознании, концепция отчуждения, исследования буржуазных идеологических доктрин. Маркс считал, что только устранение «отчуждения» восстановит полную индивидуальность. Зиммель, напротив, в «Философии денег» утверждает, что именно возникающие в Новое время отчуждения создают соответствующего им индивида.

На последней стадии творчества Зиммель размышлял о философии жизни. Его идейными вдохновителями стали Бергсон, Гете, Шопенгауэр, Ницше.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 904. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия