Студопедия — Василий Белов Проводы в армию
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Василий Белов Проводы в армию






Увы, мало кому удавалось откупиться от «солдат­ства», как это говорится в причете. «Рекрутская повинность, — писал в 1894 году собиратель се­верного фольклора Александр Мельницкий, — отрывает парней от крестьянских работ, а иногда и совсем отучает их от деревенского хозяйства». Во всю многовековую историю государства армия и флот свои главные силы черпали в крестьян­стве. Между тем, как пишет тот же собиратель фольклора, «солдатское житье, по взгляду крес­тьян, невеселое, "непривычное"; там "потачки не дадут" "бока повымнут" научат "по струнке хо­дить"». Впрочем, ознакомимся с записью А. Мель­ницкого подробнее.

«Парни, состоящие "на очереди" еще задолго до призыва начинают пользоваться разными приви­легиями... Их не принуждают к работе, не посы­лают на трудные зимние заработки, во всем дают большую свободу и смотрят сквозь пальцы на их поступки и шалости.

Летом перед призывом "некрут" обыкновенно (если он не из богатых) идет на заработки... Там он обязательно покупает себе гармонику и справ­ляет праздничный костюм, в котором главную роль играют "вытяжные" черные сапоги и сукон­ный "пинжак" Оставив остальной заработок на карманные расходы или, как говорится, "на та­бак", "некрут" в августе возвращается домой. С этого времени начинается его гулянье. Не про­ходит почти ни одной "ярмарки" или "гулянки" где бы он ни появлялся. Обыкновенно рекруты слу­жат центром, около которого группируется на гу­лянках молодежь... В октябре месяце по воскрес­ным и праздничным дням начинаются гулянья


рекрутов с парнями-односельчанами. Под вече­рок парни собираются в избе у какого-нибудь бобыля или бобылки; здесь иногда "некрут" вы­ставляет водку, а не то покупают ее все в склад­чину и, подвыпивши, начинают свои ночные про­гулки по деревням, которые часто продолжают­ся "до петухов". Здесь рекруты — главные действующие лица: им предоставляется полный простор. Они заводят все танцы и игры, выкиды­вают разные "штуки" сидят на коленях у всех де­вушек, даже у "славутниц" угощают их пряника­ми и конфетами.

"Призыв" бывает обыкновенно в ноябре месяце. За неделю до назначенного дня гулянье рекрутов особенно усиливается, а за два-три дня начинает-

ся "гостьба" их по своим родным, к которым они хо­дят прощаться, — от с самых близких родственни­ков. Рекрут идет в гости со своими сверстниками. Подносят рекруту на тарелке вина, причем хозяй­ка угощает. Рекрут садится с товарищами за стол, покрытый скатертью, на котором кипит самовар и стоят разные закуски: крендели, пряники, конфе­ты, а также непременно рыбник (рыбный пирог). Он выпивает немного вина, пробует закусок и выходит из-за стола. Хозяйка, кланяясь, благодарит его. Из гостей ведут рекрута "взапятки" т.е. лицом к большому углу, а спиной к двери с тою мыслию,

Проводы в армию в поселке геологоразведчиков Новоаганске с каждым годом становятся все популярней и масштабней, хотя в 2000 г., чтобы тор­жественно проводить призывников, за ними ездили по домам. Теперь тор­жественное мероприятие проводится в Доме культуры «Геолог». Свободных мест в зале не бывает. В течение вечера будущие защитники отечества со­ревнуются в конкурсах с военным уклоном: поражают мишени, разбирают автоматы, обезвреживают мины и даже танцуют. В концертной программе участвуют танцевальные коллективы, солисты, команда КВН вечерней школы. В завершении все призывники получают подарки от комитета по молодежной политике и администрации поселка.

В советское время служба стала действительно всеобщей. Она уже вос­принимается не как альтернатива свадьбе, а, скорее, как некий предсвадеб­ный этап. Девушка, провожающая молодого человека на армейскую служ­бу, получает статус «ждущей парня из армии», типологически сходный со статусом «сговоренки» — невесты между просватаньем и свадьбой. Юноша, уходящий служить, берет с возлюбленной клятву верности. Солдатские

чтобы в скором времени опять бывать ему здесь в гостях.

С такими же церемониями ходит рекрут и по дру­гим родственникам. Когда вечером, по большей части уже достаточно подвыпившим, возвраща­ется он домой, мать встречает его причетами. Перед днем отъезда к месту жеребьевки родные рекрута обращаются обыкновенно к местным колдунам и колдовкам, которые по картам, по бо­бам или другим каким-нибудь способом предска­зывают судьбу-счастье рекрута. Иногда накануне отъезда более смелые бабы спрашивают об уча­сти рекрута даже у "нечистой силы" В большей части в таком случае обращаются к "дворовому" В самый день отъезда в избу рекрута собираются родственники и масса любопытных соседей. Уст­раивается угощение для ближайших родственни­ков; все ухаживают за рекрутом и стараются пре­дупредить его малейшее желание. После обеда все молятся богу, причем рекрут часто дает какой-нибудь "завет Богу" (обет) в случае освобождения его от военной службы. Родители благословляют рекрута и выводят его под руки из избы. Когда рек­рут прощается с матерью, последняя обхватыва­ет его руками и начинает причитать. Когда рекрут садится в сани, наблюдают за лоша­дью. Если она не стоит смирно, а переступает с ноги на ногу, то примета нехорошая. С рекрутом отправляется кто-нибудь из близких родственни­ков-мужчин — отец или брат. На месте призыва уже не слышно причитаний, так как бабы редко ездят туда.

Но вот жребий вынут, произведен медицинский осмотр: рекрут оказывается "забритым" и пре­вращается в "новобранца". Прежде чем отпра­виться к месту своей службы, он еще приезжает на неделю, на две домой погулять. Тут уже ново-


бранец кутит во всю ширь русской натуры. Он одевается в лучшее крестьянское платье — су­конную "сибирку" яркий цветной шарф и меховую шапку. Домашние и родственницы дарят ему цветные платки, которые он связывает вместе концами и неизменно носит при себе. Начинает­ся лихое гулянье новобранцев. На тройке лоша­дей с бубенчиками, с гармоникой и песнями, ма­хая разноцветными платками, разъезжают они по гостям и "беседам". Неизменными спутниками новобранца являются два-три молодых парня-приятеля, которые водят его под руки. Наступает день отъезда на службу. Мать и жен­ская родня все время заливаются горючими сле­зами. Опять происходит прощание новобранца со своими родственниками, сопровождаемое обиль­ным угощением: а дома в это время укладывают его пожитки и пекут "подорожники" В самый день отъезда в избу новобранца собирается чуть ли не вся деревня. Мать уже не только не в состоянии причитать, но даже и плакать, а только охает, стонет. Начинается трогательное прощание ново­бранца. Он падает в ноги всем своим домашним и близким родственникам, начиная с отца. Те, поднимая его и обнимая, прижимают к своей гру­ди; с посторонними он только обнимается. Ново­бранец проходит по всему дому: в каждой комна­те он молится Богу и падает на землю. Потом он идет во двор — прощается со скотом; перед каж­дой животиной он кланяется до земли и благода­рит ее за верную службу ему. Когда он в послед­ний раз прощается с матерью, она обхватывает его руками и напутствует причетами.» Сокращено по источнику: Белов В.И. Повседнев­ная жизнь русского Севера. Очерки о быте и на­родном искусстве крестьян Вологодской, Архан­гельской и Кировской областей. М., 2000

письма, наполненные трагедией, неразделенной любовью и обязательства­ми «любить до гроба» — часть армейской субкультуры уже на следующем ее этапе — нахождения в казарме.

Об отношении к службе в армии позволяют судить, по мнению Ж. В. Кор-миной, данные по уклонению от службы: от описаний способов членовре­дительства с целью не попасть в армию в XIX в. до обязательно исполняв­шихся на проводах частушек о «браковке» в середине XX в. В то же время для формирования отношения к армейской службе традиционно важное значе­ние имеет идея службы как варианта судьбы, реализующаяся, например, в ряде сказочных сюжетов. Результаты исследования отношения к службе в армии современных молодых людей, живущих в провинции, демонстриру­ют, что в их оценке значения службы для реализации «правильного» муж­ского жизненного сценария сосуществуют и представление о службе как о неизбежном (судьбе), и как о способе обретения нового социального стату­са — взрослого мужчины19.

Проводы в армию в советское время (1960-е гг.) — это гордость за Родину, которая сменилась страхом за своих сыновей в наши дни (2000-е гг.)







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 568. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия