Студопедия — РИТУАЛ ПЕРЕХОДА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РИТУАЛ ПЕРЕХОДА






В советское время с введением всеобщей воинской обязанности при минимальных льготах военная служба стала — и юридически, и фактичес­ки — обязательным этапом в жизни молодого человека1. Став неизбежным, этотопыт, подчеркивает Ж. В. Кормина2, со временем начал оцениваться как необходимый, и 2—3 года армейской (или флотской) службы превратились в функциональный аналог классической инициации в экзотических обще­ствах. И осмысляться она стала аналогичным образом. Так, сложилось пред­ставление о том, что армия дает молодым людям некое особое знание, не­обходимое для настоящего мужчины. Факт «превращения» юношей во взрослых людей как результат армейского опыта констатировался сообще­ством через признание нового социального статуса за вернувшимися со службы. Не взятый на службу по здоровью получал обидный ярлык «браков­ка» и подозревался окружающими в физической неполноценности, предпо­лагающей его несостоятельность в качестве брачного партнера. Во всяком случае, именно так было в провинции3.

1 Всеобщая воинская повинность как принцип организации армии была введена в 1874 г., однако
реально в мирное время попадало в армию не более трети молодых людей призывного возраста.
Действительно обязательной для каждого мужчины военная служба стала только в 1930-е гг.

2 Кормина Ж.В. Из армейского блокнота (заметки о топике и риторике солдатского письменного
фольклора) // (http://ivgi.rsuh.ru).

3 Отчасти в провинции ситуация такой и остается. В крупных городах, где в последние годы пре­
стижность службы в армии резко упала, также существуют социальные группы, для которых ар­
мейская служба остается престижной, например, для профессиональных чиновников.

Уходящие на службу, точно так же, как инициируемые в экзотических культурах, оказываются за пределами своего сообщества в географическом и социальном смысле. Они попадают в иным образом структурированный мир со своими традициями — дедовщиной — и корпоративным духом, в созидании которых каждый из вновь прибывших участвует с большим или меньшим энтузиазмом.

В казарме сталкиваются на одном жизненном пространстве два возрас­та, разница между которыми всего один год. На гражданке они практически не чувствуются, но в армии — совсем другое дело. Это как бы два разных мира — один прошедший горнило испытаний и потому, как считают его представители, заслуживший немалые льготы, и другой — еще не хлебнув­ший армейских трудностей, который, по мнению тех же «стариков», просто обязан пройти через те же самые испытания.

Демаркационной линией между двумя поколенческими сообществами в армейском коллективе служит ритуал перехода (или перевода) военнослу­жащего из одной неформальной группы (по сроку службы) в другую. До того как человек не прошел данный ритуал, члены группы демонстративно не признают его за «своего». Такие ритуалы получили в науке название ини­циации.

Ритуал перехода современного военнослужащего из одной неформальной группы в другую имеет весьма древнее происхождение

В узком смысле инициация (в полном соответствии с этимологией: лат. initiatio — совершение таинств, посвящение) означает только возрастные обряды перехода юношей в разряд взрослых мужчин, практикуемые исклю­чительно в первобытном или родоплеменном (если оно сохранилось сегод­ня) обществе. Инициация — это испытание, которое внутренне перерождает человека, делает его другой личностью.

Инициации в широком значении — комплекс действий, посредством которых формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобре-

тение им особых знаний, а также функций или полномочий. Таковы обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в другой, включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в эпоху Средневе­ковья, конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др. Широко понимаемые инициации получили более общее название ритуа­ла, или обряда перехода. Именно это понятие представляет собой культур­ную и географическую универсалию, которая характеризует практически все типы общества и во все исторические эпохи, встречается на любых стадиях социального развития: от посвящений в члены тайного союза до приема в

пионерскую организацию, от посвя­щения в жрецы или в вожди до инаугу­рации президента. Сюда же относятся обряды включения в касту или профес­сиональную корпорацию (например, в средневековую ремесленную или купе­ческую гильдию), в религиозную об­щину (например, христианское креще­ние или католическая конфирмация), в сословие (посвящение в рыцари), посвящения первобытных шаманов, возведение в сан священнослужителей, коронации монархов и т.д.

Инициация выполняет две функ­ции: 1) социальную, поскольку означа­ет смену статуса, переход из одной со­циальной категории (дети) в другую (взрослые); 2) культурную, так как ра­зыгрывается подобно театральному представлению, оформляется или перерастает в общегрупповой праздник. Социальную функцию инициации следует разделить на две части: а) ини­циация как элемент социальной структуры, связанный с социальной мо­бильностью (переход из одного статуса в другой); б) инициация как инсти­тут социализации, способствующий кардинальному преобразованию лич­ности неофита путем включения в замкнутую возрастную структуру и приобщения к ее нормам и ценностям.

Институт инициации насчитывает несколько тысячелетий. Его истоки находят в самых архаических культурах. Инициацию взросления проходи­ли все подростки мужского и женского пола данного сообщества в возрасте примерно 11 —13 лет (иногда — 13—15 лет). Зародившись в глубокой древно­сти, она имела своей целью подготовку молодежи к трудовой, обществен­ной и семейной жизни и, как правило, сопровождались тренировкой, раз­личными, часто мучительными, испытаниями (например, нанесением те­лесных повреждений, о чем, в частности, свидетельствуют дошедшие до нашего времени мифы и предания, восходящие, по мнению специалистов, к дородовому периоду истории человечества).

Инициация у большинства народов, групп и сообществ включает элемент клеймения — обозначения на теле человека несмываемого священного и значимого символа: фигурки змеи, кинжала, человека и т.п. Два типа армей­ских татуировок — силуэт патрона или ракеты — используется в качестве

художественных виньеток для выкалывания группы крови на левой поло­вине груди, или на плече. Это является не жизненной необходимостью, но знаком инициации: «духи» не имеют права делать татуировки. Группа кро­ви им «не положена по сроку службы». Только инициированные мужчины могут обозначать свой статус группой крови, вписанной в профиль снаря­да. К. другому виду инициационных татуировок относятся знаки родов войск в композиции с изображениями характерных для них видов коллективного оружия: танки, БТРы, субмарины.

Мушкетер и обер-офицер дворянского Принца Конде полка

Инициация — неотъемлемый элемент традиционного общества. В инду­стриальном и постиндустриальном обществе ее место заняла другая культур­ная практика — псевдоинициации. Это превращенная форма первобытной практики, сохранившая только поверхностные черты, но потерявшая было культурное содержание. Такие превращенные формы следует также имено­вать паллиативными. Они знаменуют собой инициации, утратившие пер­воначальное значение.

К ним относятся подростковые преступные группировки с их жестоки­ми правилами и ритуалами, асоциальные сообщества спортивных фанатов и рокеров с присущими им ритуалами псевдоинициации (раздел и марки­ровка «своей» территории, жестокая борьба с конкурирующими группами, знаки отличия в виде татуировок, особой формы одежды, собственного слэн-га, церемонии посвящения в «банду», которой предшествуют болезненные испытания, жесткая иерархия внутри группы, попрание общепринятых норм морали), сексуальной распущенностью, татуировки и испытание себя на боль, увлечение экстремальными акциями (поездка на крыше поезда, подножках вагона, на бамперах автомобиля), бравада выдуманными каче-

ствами и отношениями (физической силой какулюберов 1980-х гг., связя­ми с криминальными авторитетами), ухарство и вандализм (знаменитые футбольные фанаты, после матча громящие витрины магазинов и поезда пригородных электричек), нравственный цинизм и бунт против родитель­ских авторитетов, а также интересы к темам смерти и хаоса (специфические стили рок-музыки, кино).

Специалисты относят их к деструктивным формам поведения. По суще­ству они являют собой суррогат — временный и искаженный заменитель — инициации. Наша культура, победив многочисленные пережитки и добив­шись всеобщей грамотности, не смогла найти достойной замены ритуалам инициации, разработать эффективные психосоциальные и духовные сред­ства для поддержания человека, совершающего, быть может, самый слож­ный в своей жизни переход. Принятые в системе неуставных отношений посвятительные обряды относятся к числу деструктивных форм социального поведения.

Инициация несет в себе мощный воспитательный потенциал, которым не обладает ее превращенная форма. Псевдоинициации не воспитывают и не формируют социально зрелую личность, а деформируют и разрушают ее. После обряда инициации первобытный человек чувствовал радость, подъем душевных сил, а после псевдоинициации человек ощущает подавленность и унижение. Таковы тюремные практики псевдоинициации.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 939. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия