Студопедия — ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КУЛЬТУРЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КУЛЬТУРЫ






При анализе культуры в науке сложились два подхода — функциональный и экологический. К представителям первого следует отнести А. Радклифф-Брауна, Б. Малиновского, Т. Парсонса, Р. Мертона. Они рассматривали куль­туру как систему взаимосвязанных элементов, ни один из которых не может быть понят в изоляции от других, либо без изучения его функций.

Экологический подход стал популярным в последнее время. Его предста­вители, в частности Марвин Харрис, анализируют разнообразие форм куль­туры исходя из факторов окружающей среды. Культура понимается ими как средство адаптации к природным условиям. Форма и тип хозяйства, жилых построек, орудий труда, одежды и обычаев в значительной, если не в реша­ющей мере определяются климатом, географическим местоположением, флорой и фауной, температурным режимом и другими объективными при­чинами.

У скотоводов степей и пустынь Африки и Азии молочные продукты за­нимают более важное место в пище, чем мясо. Во всем же остальном мире растительная пища всегда берет верх в балансе питания над мясной. Длина желудочно-кишечного тракта у людей за последние несколько сот тысяч лет уменьшилась: переваривать пишу, приготовленную на огне, куда проще, чем сырую, и эволюция учла это обстоятельство. А уменьшение удельного веса пищеварительных органов позволило лучше развиваться некоторым другим


органам, они лучше обеспечивались кровью. Возможно, это сказалось^ эволюции человеческого мозга.

Экологический подход к культуре — эю достижение научной мысли последнего времени: культура понимается как средство адаптации к природным условиям

Задолго до того как появилась глиняная посуда, люди научились варить пищу. В чем же ее варили? Например, в скале выдалбливалось углубление, туда заливалась вода, а поблизости разводился огонь, и в воду подбрасыва­лись раскаленные камни. В субтропиках и тропиках для варки пищи исполь­зовали полый ствол бамбука. В такой посуде можно варить мясо надогнем, но это одноразовая посуда (перед едой ее раскалывают).

У каждого народа своя кухня и свои типичные блюда. Строганина из мо­роженой оленины на Севере, конина в Якутии, мамалыга и свиные костри-цы в Молдавии. Привычка к определенному рациону очень консервативная другая пища кажется негодной, невкусной. Так, в значительной части Китая и в Японии до последнего времени почти не употребляли в пищу молокой молочные продукты. Монголы и тибетцы в Азии, зулусы в Африке не едят никакой рыбы, считая ее несъедобной. Коренные народы Сибири, богатой грибами, использовали разве что мухоморы в качестве наркотиков. Во Фран­ции лягушки считаются деликатесом, в Новой Гвинее — гусеницы.

Вкусы определяются исторически. У зулусов и монголов, отказывающих­ся от рыбы, важнейшее значение в хозяйстве имеет скотоводство. А вОкеа-нии едят даже насекомых, потому что там не хватает в пище белка.

Однако при всем разнообразии человеческих вкусов есть один продукт. который употребляют все народы, перешагнувшие определенный рубель своем развитии. Это хлеб. Вплоть до средневековья главным хлебом боль­шей части цивилизованного мира служили пресные лепешки. Лишь в самом начале средних веков лепешки в Европе были оттеснены хлебом из кваше­ного теста. Дрожжи появились в Египте 3,5 тыс. лет назад, но дрожжевой хлеб

поначалу был доступен избранным. Опыт его выпечки в Древней 1реции и Древнем Риме, где пекарь был возвышен над прочими ремесленниками, за­имствован из Египта. У некоторых индийских племен считалось, что при­общение к хлебу делало ребенка настоящим человеком.

Многие старинные обряды связаны с хлебом. Побратимство — дележ лепешки между назваными братьями, свадебный обряд — ритуал разделе­ния хлеба между мужем и женой. «Хлеб-соль» — это приветствие является символом радушия и гостеприимства. При религиозном обряде причастия верующие «вкушают плоть» бога в виде хлеба.

На протяжении долгой истории че­ловечество не раз меняло свои при­страстия к еде. В рацион древних гре­ков входили пшеничные лепешки, пшеничная же каша, оливковое масло, молоко, виноград и изюм, вино. Сред­ний свободный гражданин Афин мяса потреблял не больше 1 кг в месяц. Дневной рацион раба включал 1,5 кг печеного хлеба. Кроме того, раб полу­чал 0,5 л оливкового масла в месяц, острый рыбный рассол, маслины, ук­сус, инжир, яблоки, груши (что сами упали с деревьев). А вот вина — от 150 до 260 л в год. Свободные бедняки и даже мелкие земледельцы в Древней Греции и Риме питались ненамного лучше рабов. Западные и северные варвары, которых Рим покорял, питались несколько лучше своих победителей за счет богатой охоты.

В эпоху феодализма в Европе произошел своеобразный экологический кризис. Крестьяне уничтожили большую часть лесов, и хотя хлеба стало в рационе больше — мясо сократилось, а животноводство не было достаточ­но развито, чтобы заменить охоту.

Недостаток мяса в пищевом рационе привел к серьезным последствиям в организме человека. Ученые объясняют этим сравнительную низкорос-лость средневекового населения Европы. Относительным белковым голо­данием объясняют иногда и низкорослость японцев — в Японии и ныне мясо дорого и редко входит в рацион среднего японца. Есть в истории убедитель­ные примеры роли еды для роста и физического развития людей. Так, Ис­ландия в IX—X вв. была заселена высокорослыми выходцами из Норвегии. Но через три века изменился климат, остров стал колонией Дании и ислан­дцы в течение пяти веков вели полуголодное существование. В результате по­томки высоких и сильных людей, богатырей из древних саг, стали низкорос­лыми. С XIX столетия исландцы довольно быстро снова выросли, посколь­ку улучшились условия жизни.

В книге «Создано человечеством» (М., 1984) Ю.В. Бромлей и Р.Г. По-дольный пишут о том, какую огромную роль в развитии культуры и наро­дов играют естественные условия. Нередко именно они определяют не толь­ко различия, но и сходство обществ, далеко расположенных друг от друг. В разных частях света лежат Швейцария и Непал. Их истории никогда не пе­ресекались. Жители Швейцарии и Непала принадлежат к разным расам,

говорят на совсем не схожих языках, находятся на разных уровнях развития. Но обе страны горные. И в жизни обитателей высокогорных районов обоих государств исследователи видят множество общих черт.

И тут, и там от пастушьих домиков на высокогорных лугах извилистые тропы ведут к деревням, расположенных на пологих склонах. И тут, и там сады примыкают к двухэтажным домам с двухскатными дощатыми крыша­ми, в которыхлюди живут на втором этаже, а первый этаж —для скота. И тут, и там оконные рамы покрывают сложным резным узором. И у швейцарских горцев, и у непальцев большая часть жизни протекает на кухне, где стоят массивные столы и дымят открытые очаги41.

Очень схожи и способы ведения хозяйства, образ жизни. У каждой семьи есть небольшие поля и покосы в деревне, а кроме того, более отдаленные участки земли на горных склонах. Но сами луга и леса находятся в собствен­ности деревни. Все важнейшие вопросы решаются на общем собрании де-

Врезка







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 937. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия