Студопедия — Понятие человеческой индивидуальности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие человеческой индивидуальности






 

Индивидуальность человека — явление многогранное. Для его описания используют определенный ряд терминов, каждый из которых подчеркивает специфическую особенность индивиду­альности. Собирание ее целостного образа мы будем вести через анализ понятий, описывающих человеческую индивидуальность.

С.Л.Рубинштейн отмечал, что человек есть индивидуаль­ность в силу наличия у него особенных, единичных, неповтори­мых свойств. Действительно, единичность и неповторимость ин­дивида входят в определение индивидуальности.

Любая индивидуальность выступает прежде всего как нечто единичное. Но она несводима к единичности. Единичность ука­зывает лишь на факт существования индивидуальности, на ее наличность, но качественная определенность индивидуального бытия здесь отсутствует. Поэтому определение индивидуально­сти через единичность является формальной ее характеристикой, не связанной с ее подлинным содержанием.

Индивидуальность характеризуется и неповторимостью, ко­торая обусловливает ее собственное “лицо”. Но сама по себе не­повторимость, как и единичность, не является сущностным свойством индивидуальности. Индивидуальность не возникает прямо из различий индивидов, не тождественна неповторимости личности. Особенность, своеобразие, неповторимость не есть ис­тинные характеристики индивидуальности.

Г.Гегель отмечал, что представление об индивидуальности как о неповторимости является формальным и оказывается за пределами науки. “Отдельные души — писал он, — отличаются друг от друга бесконечным множеством случайных модифика­ций. Но эта бесконечность представляет собой род дурной бес­конечности. Своеобразию человека не следует поэтому прида­вать чрезмерно большого значения”. Указания на единичность и неповторимость человека выделяют лишь частные и внешние особенности индивидуальности.

Сущностное определение индивидуальности связано с ис­пользованием понятий “целостность”, “единство”, “недели­мость”, “самобытность”, “авторство”, “укорененность в мире”, “собственный способ жизни” и т.п. “Индивидуальность, — писал Л.Фейербах, — это неделимость, единство, целостность, беско­нечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, на­сквозь, повсюду я индивидуальное существо”.

Сущность индивидуальности связана с целостным представ­лением о человеке, взятом в единстве всех его свойств и особен­ностей. Как отмечается многими авторами, термин “индивиду­альность” означает единство многообразного, многое в одном. Б.Г.Ананьев полагал, что к индивидуальности следует подходить как к интеграции всех свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности. Раскрывая это положение, он писал: “Для того, чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения целого (на молярном уровне), нужно представить челове­ка не только как открытую систему, но и как систему “закры­тую”, замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта)”.

Философ И.И.Резвицкий понимает целостность индивиду­альности как взаимосвязь общего, особенного и единичного в человеке. “Как целостная система, — пишет он, — индивидуаль­ность включает в себя, во-первых, общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человече­ского общества; во-вторых, особенные признаки, которые прису­щи ему как члену определенной общественно-экономической формации; в-третьих, единичные признаки, обусловленные спе­цифичностью его биологической организации и социальной микросреды”. Эти черты и свойства, взятые во внутренней взаимосвязи и целостности, образуют индивидуальность челове­ка, характеризуют его как конкретное существо.

Единство и целостность единичных и общих, природных и социальных свойств человека составляет его самобытную “са­мость”. Сущность индивидуальности как раз и связана с само­бытностью индивида, со способностью его быть самим собой, быть независимым, суверенным, самостоятельным существом.

Благодаря индивидуальности, человек обособляется в отно­сительно самостоятельную “точку бытия”, творчески проявляет себя, становится субъектом исторической, гражданской и лич­ной жизни, потенциально воплощая в себе все характеристики ро­да человеческого, обнаруживая себя как индивидуализированный род (единственный в своем роде).

Индивидуальность есть особая форма бытия человека в об­ществе. Человек не совпадает с обществом, с группой, с други­ми, а представляет собой отдельность, живущую в рамках обще­ственного целого своей особой жизнью. Как индивидуальность, человек выражает индивидуальный стиль деятельности, реализу­ет собственный способ жизни.

Индивидуальность — это авторство собственной жизни. в миропонимании, в стилях деятельности, в социальном поведе­нии. В индивидуальном бытии человек несет ответственность не только за отдельные слова и поступки, но и за жизнь в целом, даже за ту, в которой он физически не участвовал, — за исто­рию. Уникальным, единственным, неповторимым в индивиду­альности выступают не внешние особенности индивида, не его облик, не его манеры обращения с другими, а способ жизни, са­мобытные формы жизнедеятельности, бытия в обществе. Инди­видуальность — это человек как субъект или автор своей собст­венной жизни во всей ее полноте.

В заключение приведем развернутое определение индивиду­альности, взятое нами у И.И.Резвицкого. “Индивидуальность — это интегральное понятие, выражающее особую форму бытия индивидов, в рамках которой они обладают внутренней целост­ностью и относительной самостоятельностью, что дает им воз­можность активно (творчески) и своеобразным способом прояв­лять себя в окружающем мире на основе раскрытия своих задат­ков и способностей. В качестве индивидуальности человек явля­ется автономным и неповторимым субъектом сознания и дея­тельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию в условиях общества”.

Подчеркнем еще раз: индивидуальность — это самобытность жизни человека. Это означает, что человек индивидуализируется в существенных, родовых характеристиках. Индивидуальность есть неповторимое, самобытное выражение или творческое про­явление родовой сущности человека.

Как это не покажется парадоксальным, но в психологии ис­пользуется понятие “тип индивидуальности”. Индивидуальность по самому существу своему в принципе не типологизируема. По­тенциально — сколько людей, столько индивидуальностей. В христианской традиции однозначно положено, что каждая от­дельная душа человеческая единственна, неповторима, уникаль­на. “Тип индивидуальности” поэтому — лишь устойчивая сумма тех или иных черт и свойств субъективности, но не ее целостный образ, не уровень духовного бытия человека.

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 1600. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия