Студопедия — О специфике индивидуального бытия человека
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О специфике индивидуального бытия человека






 

Понятие индивидуальности (как и понятие личности) отно­сится к духовным измерениям человеческой реальности. Вместе с тем, личность и индивидуальность — это два способа бытия че­ловека, два его различных определения. Несовпадение этих поня­тий проявляется, в частности, в том, что существуют два различ­ных процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-ис­торических обстоятельствах жизни человека. Становление лич­ности связано с принятием индивидом выработанных в обще­стве социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с дру­гими. Сформированная личность есть субъект свободного, са­мостоятельного и ответственного поведения в социальных со­обществах.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуали­зации субъективной реальности. Индивидуализация — это само­определенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и не­повторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная лич­ность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индиви­дуальность — это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального.

Понятия “личность” и “индивидуальность” фиксируют раз­ные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия схватывает наш язык. Со словом “личность” мы употребляем такие эпитеты, как “сильная”, “энергичная”, “независимая”, подчеркивая тем самым ее деятельную представ-ленность в глазах других людей. Об индивидуальности мы говорим: “яркая”, “неповторимая”, “творческая”, как о качествах са­мостоятельной сущности.

В философско-психологической литературе из двух опреде­лений человека — личность и индивидуальность — “вершин­ным” считают личностное бытие человека. Личность понимают как высшую, интегральную форму организации человеческой ре­альности. Психолог Б.Г.Ананьев писал: “Если личность — “вер­шина” всей структуры человеческих свойств, то индивидуаль­ность — это “глубина” личности и субъекта деятельности”.

С нашей точки зрения, понятие личности фиксирует соци­ально значимые качества человека, описывает включенность ин­дивида в систему социальных связей и отношений в группах и сообществах. Личность есть персонификация, олицетворение об­щественных отношений.

Индивидуальность — это не только и не столько включен­ность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отно­шений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупно­сти связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я.

Про одни социальные нормы и ценности он может сказать: “Это мое, я их внутренне разделяю и принимаю, следую им и буду отстаивать вплоть до смерти”. Эти нормы и ценности вхо­дят во внутреннюю сущность конкретного человека, становятся его неотторжимым достоянием. Про другие социальные реально­сти индивид может сказать, что это не его, что он допускает их существование, но внутренне их не разделяет.

Без определенного ограничения социальных связей и отно­шений, сферы своей деятельности невозможно индивидуальное самоопределение. “... Только выражая себя в определенной ин­дивидуальной форме, — писал Г.Гегель, — может гений создать истинно художественное творение”.

На определенном этапе своей жизни человек должен отве­тить на вопрос: “Кто я?”, “Что я собой представляю?”, “Что есть мое в этом мире?”, “Кто я есть сам по себе, а не только в глазах других?”. Ответы типа: “Я школьник (студент), отличник, ли­дер группы, член сборной команды, участник общественного движения” и т.п. — неудовлетворительны по той простой причине, что студентов, лидеров, спортсменов и др. много. Социаль­ные роли или функции сами по себе безличны.

Необходимо ответить себе прямо и честно: “Это есть мое собственное, отличное от других в этих моих ролях, связях и от­ношениях” В исполняемые социальные роли, в общественное поведение, в осуществляемую деятельность человек должен вло­жить что-то свое — уникальное, неповторимое, самобытное (единственное в своем роде).

Если личность — это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность — это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с други­ми людьми, то индивидуальность — это встреча с самим собой, с собой как Другим, несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни. Поэтому ин­дивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критиче­ского отношения к способу своей жизни. Поэтому индивидуаль­ность — это всегда внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя.

Что же открывается человеку во внутреннем пространстве своей жизни? Что входит в определение индивидуальности чело­века? Как индивидуализируется человек в социальной, общест­венной жизни? Что отличает одного человека от другого?

Ответы на эти вопросы предполагают выяснение условий становления и бытия человеческой индивидуальности.

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 363. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия