Студопедия — По потрясённой мостовой...
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

По потрясённой мостовой...






Мы понимаем смущённою душой, что не произвол, а разумная во­ля олицетворены в этом Медном всаднике, который, в неколеби­мой вышине, с распростёртою рукою, как бы любуется городом... И нам чудится, что среди хаоса и тьмы этого разрушения, из его бедных уст исходит творящее «да будет!», а распростёртая рука гордо повелевает утихнуть разъярённым стихиям... И смиренным сердцем признаём мы торжество общего над частным, не отказы­ваясь от нашего сочувствия к страданию этого частного... При взгляде на великана, гордо и неколебимо возносящегося среди всеобщей погибели и разрушения и как бы символически осуществляющего собою несокрушимость его творенья, мы, хотя и не без содрогания сердца, но сознаёмся, что этот бронзовый гигант не смог уберечь участи индивидуальностей, обеспечивая участь народа и государства; что за него историческая необходимость и что его взгляд на нас есть уже его оправдание... Да, эта поэма - апо­феоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только придти в голову поэту, вполне достойному быть пев­цом великого преобразователя России...»

Белинский верно определяет тему пушкинской поэмы, но рассматривает эту тему только в общефилософском пла­не: общее и частное, столкновение исторической необходи­мости с индивидуальными, узколичными устремлениями.

Пушкин как истинный реалист видит и изображает жизнь во всей её многогранности. Поэтому поэт решает об­щефилософскую проблему в конкретно-политическом пла­не: государство и личность, столкновение самодержавия и права простого человека на счастье. Эти два плана (об­щефилософский и социальный) сочетаются в поэме благо­даря тому, что в лице Петра воплощена не только истори­ческая необходимость, но одновременно и самодержавие, деспотизм, а в лице Евгения не только индивидуалистиче­ское стремление частного человека, но и протест личности, у которой отнято право на счастье.

Пушкину свойственно совершенно особенное стремле­ние к объективному изображению действительности. Это отметил Горький, сказав о Пушкине: «Он никогда не гово­рил вам о своих выводах, изображая». Борясь с примитив­ным нравоучительством в искусстве, утверждая истинную художественность, Пушкин требовал, чтобы писатель во­площал свою мысль в образы, чтобы не автор, а сам ход событий в произведении, система образов подсказывали вывод читателю, поскольку, по словам поэта, «цель худо­жества есть идеал, а не нравоучение».

В статье «О народной драме и драме «Марфа Посадни­ца» Пушкин писал: «Драматический поэт, беспристрастный, как судьба — должен был изобразить столь же искренно от­пор погибающей вольности, как глубоко обдуманный удар, утвердивший Россию на её современном основании. Он не должен был хитрить и клониться на одну сторону, жертвуя другою. Не он, не его политический образ мнений, не его тайное или явное пристрастие должно было говорить в тра­гедии, но люди минувших дней, умы, их предрассудки. Не его дело оправдывать, обвинять и подсказывать речи. Его дело воскресить минувший век во всей его истине». Без всякого сомнения, требование Пушкина объективно изобра­зить события, не искажая их, не привлекая в них грубой моралистической тенденциозности, не является равнодуши­ем. Адам Мицкевич писал о Пушкине: «Он презирал авто­ров, которые не ставили себе определённых целей, стремле­ний, он не любил скептицизма в философии и холодности в художественном творчестве, какую видел у Гёте».

Итак, творческая манера Пушкина заключалась в том, что поэт не от своего имени высказывает идею своего тво­рения, а заставляет читателя понять её, сделав вывод из системы образов произведения, из его композиции.

В композиции «Медного всадника» поражает прежде все­го совершенная подчинённость её идее произведения: про­тивопоставление и столкновение государства и личности (Петра Великого и Евгения) находит своё композиционное отражение в приёме контраста.

Белинский писал: «В этом беспрестанном столкновении несчастного с «гигантом на бронзовом коне» и впечатле­нии, какое производит на него вид Медного всадника, скрывается весь смысл поэмы; здесь ключ к её идее...»

Все события и описания в поэме концентрируются во­круг двух главных героев «Медного всадника»: Петра I и Евгения.

Вступление к поэме является как бы развёрнутой экс­позицией к образу Петра. Главное здесь — выяснение исто­рической роли Петра Великого, его заслуг перед Россией. Патетическая, торжественная тема прославления Петра, его творения, тема веры в великое будущее России, тема, в ко­торой сказывается глубина патриотизма Пушкина, — эта те­ма является главной во вступлении.

Поэма начинается гимном Петру и его творению. Пуш­кин переделывает строки, которые делают бунт стихии про­тив воли человека извечным законом:







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 430. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия