Студопедия — Э• Составные части духовной культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Э• Составные части духовной культуры






Культура возникает как новое явление на Земле. Считать ли ее надстройкой или сублимацией — в любом случае она качественно особое образование. Еще у обезьян замечено стремление к мани­пулированию предметами, не имеющее непосредственного прак­тического значения, и это считается их характерным свойством. Из свободного манипулирования и развивается мир духовной культуры.

Вот как объясняет генезис мира культуры Б.Ф. Поршнев: «Это обход неприкосновенности окружающего мира посредством соз­дания отраженного прикосновенного мира, ибо само создание есть приложение рук и телесных сил, а также имеет целью чужое вос­приятие. Люди заменяют естественную среду искусственной, не­естественной — сферой культуры: производством звуков и тело­движений, зрительских, вкусовых и обонятельных воплощений мнимого, т. е. представляемого»1.

Человек.создает собственный символический универсум. Не­мецкий философ Эрнст Кассирер писал: «В виде языка, искусства и всех форм своей культуры человечество в известном смысле созда­ло новое тело, которое принадлежит всем вместе. Отдельный чело­век, конечно, не может передать по наследству те индивидуальные умения, которые он усвоил в течение своей жизни... но то, что он высказывает в своем произведении, что выражает при помощи языка, что изображает образно или пластично, «сращивается» с языком или искусством и продолжает жить через них. В этом про­цессе проявляется то, что отличает простое преобразование, совер­шающееся в кругу органического становления, от образования че­ловечества»2.

«Мир идей» Платона, «Град Божий» Августина Блаженного, «третий мир» интерсубъективного научного знания английского Философа XX в. Карла Поппера — части мира духовной культуры, включающего символические формы, атмосферу (то, что называют экологией духа), духовных творцов и всех, кто попадает в поле пРитяжения духовной энергии (поле в физическом смысле, как гравитационное или электромагнитное). В этом поле происходит

Поршнев Б.Ф. Указ. соч. С. 467.

Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М., 1998. С. 139.


Культурология в вопросах и ответах

становление человека как творца. «Можно считать доказанным, что гениальные способности даются от рождения, но реализуются они или нет — зависит только от культурного окружения, в кото­ром потенциальные гении оказываются уже после рождения»1. Связь Человека Духовного с культурными формами отнюдь не ог­раничивается тем, что, скажем, прочитав книгу или станцевав, он возвращается как ни в чем не бывало к повседневным делам. В культуре он находит смысл жизни и действует в соответствии с ним.

Мир духовной культуры отличается и от мира культуры, и от мира материальной жизни человека. От первого тем, что в этом мире действует человек, а от второго тем, что здесь действует ду­ховный человек. Далее будут прослежены аналогии между миром духовной культуры и миром природы. Как соотносятся мир духов­ной культуры и мир материальной жизни человека? Бытие не оп­ределяет дух (хотя порой определяет сознание), скорее наоборот: дух определяет бытие. Связующей нитью между миром духовной культуры и миром материальной жизни человека служит матери­альная культура, с которой началось выделение человека из мира природы, но есть иные, не материальные формы воздействия духа на бытие (например, воздействие словом).

В человеке действует воля к власти, но нет основания перено­сить ее на мир культуры, который развивается по своим законам. Культура противостоит инстинктам агрессии и потребительства и борется с ними, но не их методами — это лишь утверждало бы их, а иным путем. Поэтому столь большое значение в духовной культуре приобретали, например, принципы непротивления злому, ахимсы. Это неудивительно, если духовная культура возникла из потребно­сти создать механизм преодоления опасности самоуничтожения. Внутривидовое столкновение в животном мире обычно заканчива­ется признанием себя побежденным более слабым. Инстинкт за­прещает хищнику убийство представителя своего вида. У человека подобного инстинкта нет. Если оы кто-нибудь из волков нарушил запрет убийства себе подобного, сородичи сказали бы ему, если бы умели говорить: «Ты ведешь себя, как человек». Могла бы родиться пословица «волк волку — человек». Культура выполняет роль «со-

КреберД. Антология исследований культуры. СПб., 1997. С. 228.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 480. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия