Студопедия — Т е м а 7. числе — Шекспир. Масштабности пьес Марло, их титаническо­му пафосу соответствует приподнятый величавый стиль
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Т е м а 7. числе — Шекспир. Масштабности пьес Марло, их титаническо­му пафосу соответствует приподнятый величавый стиль







числе — Шекспир. Масштабности пьес Марло, их титаническо­му пафосу соответствует приподнятый величавый стиль, изоби­лующий гиперболами, пышными метафорами, мифологически­ми сравнениями.

В процитированном фрагменте ясно видны приемы биогра­фического, культурно-исторического и сравнительно-историчес­кого методов. Темы и сюжеты пьес Марло соотнесены с обсто­ятельствами его жизни. Так, говоря о мотивах трагедии «Фаус­та», Б.И. Пуришев «попутно» вспоминает о возрасте Марло, недавно вышедшего из студентов, и о тех скудных условиях жизни, в которых находился сын человека из народа.

Биография Марло и его творчество точно вписаны в поня­тие расы и исторического момента — царствование Елизаветы, существование кружка опального сэра Уолтера Рали, пору идео­логических церковных ортодоксов французской истории XVI века, а также характера английской культуры. В разделе проанализи­рованы трагедии Марло «Парижская резня», «Мальтийский ев­рей», «Тамерлан Великий», «Трагическая история доктора Фау­ста». Пьесы английского драматурга сопоставлены с трагедией Шекспира «Венецианский купец» и с немецкой народной кни­гой о Фаусте. Чтобы так написать раздел о Марло, надо предва­рительно знать не только творчество драматурга, но европейс­кую эпоху XVI—XVII веков в ее историческом и культурном облике. И подобный метод исследования — не один из подхо­дов к изучению выбранного автора. Он использован при анали­зе творчества Боккаччо, включившего в круговорот городского быта «Декамерона» дела и дни людей из разных общественных кругов, от «тощего» до «жирного» народа. «Это ремесленники, проходимцы, клирики, нобили, купцы... Боккаччо с интересом присматривается к их активности, сообразительности, энергии, находчивости. Зато его отталкивали тупая алчность, жестокий эгоизм, примитивное высокомерие, особенно нелепо выглядев­шее у нуворишей. Сам Боккаччо, несмотря на старание отца, купцом не стал и темные стороны буржуазной практики видел достаточно ясно». Б.И. Пуришев упоминает среди персонажей Боккаччо реально живших людей, художников Бруно и Буффаль-макко и в попутном комментарии называет книгу Дж. Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и


КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД 65

зодчих» (1550); Флоренция и Неаполь столь часто оказываются местом действия новелл в особенности потому, что «они ему хорошо известны, с ними связано многое в его жизни».

Здесь вновь видно, как «факт жизни» Боккаччо становится «фактом литературы», определяя важнейшие мотивы «Декаме­рона», произведения, укорененного в исторический момент и на­циональную итальянскую почву.

В «Очерках немецкой литературы XV—XVII веков», непос­редственно связанных с докторской диссертацией Б.И. Пуришева, мы вновь видим торжество тех же историко-литературных под­ходов7.

Стоит вспомнить, что создавалась книга в эпоху безоглядно­го торжества социологизма и борьбы с «космополитизмом», когда ученый совет Ленинградского университета клеймил и изгонял В.М. Жирмунского, десятки ученых вынужденно меняли места работы, а то и жительства, и положение самого Б.И. Пуришева отнюдь не было прочным. Но обратимся к тексту книги. В главе об историческом своеобразии литературы немецкого Возрожде­ния речь идет о том, что и в эпоху Реформации даже политичес­ки умеренные бюргерские авторы были втянуты в бурный поток событий: это было время больших масштабов, больших дерза­ний, больших надежд. Всеобщее внимание было приковано к судьбам отчизны. Рушились вековые устои средневековья. По­этому комнатно-интимная поэзия не отвечала требованиям вре­мени. Литература искала для себя обширного поприща. Писате­ли охотно выходили на площадь и обозревали многолюдную толпу людей. Они любили на страницах своих творений устраи­вать шумные сатирические карнавалы, участниками которых являлись представители всех сословий. Они звали на суд прав­ды все существующее.

Такая литература не могла пройти мимо народа, тем более, что и к жизни она была вызвана прежде всего подъемом демок­ратического движения. Многие произведения немецкой литера­туры XV—XVII веков не только прямо обращались к демократи­ческому читателю, но и отражали воззрения, чаяния и вкусы мно­гочисленных простых людей, наполнявших города и села «свя-

7 Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV—XVII вв. — М., 1955.









Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 489. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия