Студопедия — Тема 1. Понятие и определения культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 1. Понятие и определения культуры






«Десять шагов к успеху» (Л.Локхид)

1. Будьте позитивны. Оставляйте хорошее впечатление. Доброжелательно приветствуйте людей. Используйте позитивные невербальные знаки.

2. Будьте вдумчивы. Постарайтесь производить благоприятное впечатление, умейте преподнести себя. Запоминайте имена.

3. Будьте игроком команды. Приветствуйте новых коллег по имени-отчеству. Знайте корпоративную структуру. Имейте представление о том, что делают другие.

4. Будьте заинтересованы. Представляйте идеи. Давайте личную информацию. Находите то, что вас объединяет с другими.

5. Будьте организованы. Используйте календарь. Предлагайте альтернативы. Будьте кратки.

6. Будьте пунктуальны. Приезжайте заранее. Извиняйтесь за опоздание. Принимайте извинения.

7. Будьте подготовлены. Готовьтесь к презентациям. Давайте достаточно информации, в частности, детальной. Задавайте правильные вопросы.

8. Будьте вежливы. Представляйтесь. Сообщайте свою цель звонка или визита, используя этические выражения.

9. Будьте терпеливы. Предлагайте позитивные решения. Давайте положительные комментарии. Делайте вежливые запросы.

10. Будьте лояльны. Делитесь успехом. Делайте больше, чем требуется. Делегируйте ответственность.

 

 

[email protected]

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра прикладной психологии

П Р А К Т И К У М

 

П О

 

К У Л Ь Т У Р О Л О Г И И

Санкт-Петербург


 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3

Тема 1. Понятие и определения культуры. 5

Тема 2. Культурно-ценностные ориентации. 6

Тема 3. Интерпретация текста в культуре. 12

Тема 4. Семиотический анализ живописных произведений. 16

Тема 5. Мифология. Мифы, эпосы, сказки…... 23

Тема 6. Мировые религии как феномен духовной культуры.. 33

Тема 7. Нравственная культура. 39

Тема 8. Культура правового поведения. 42

Тема 9. Политическая культура. 47

Тема 10. Феномен этикета в культуре. 54

Тема 11. Культура научного мышления. 61

Тема 12. Исторические типы культур (картина мира) 65

Тема 13. Западная и восточная культура (диалог культур) 71

Тема 14. Эволюция семьи. 76

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Курс культурологии призван способствовать духовному росту и совершенствованию личности, обогащению ее внутреннего мира. Культурно развитый, духовно богатый человек не утопает в мелочной суете повседневности, он способен сделать свою жизнь интересной, содержательной, освещенной идеалами гуманизма, добра и красоты. Он умеет понять других людей и другие культуры, отличается терпимостью и благожелательностью, общение с ним интересно и доставляет удовольствие. Он свободен в своих мыслях, взглядах и поступках. Его нельзя " оболванить": он умеет критически оценить рекламу и пропаганду, капризы моды и навязчивые стандарты массовой культуры, дешевую демагогию самовлюбленных политиканов и " мнение толпы".

Знакомство с кратким учебным курсом культурологии, разумеется, еще не делает человека носителем высокой культуры. Культура, как сказал однажды Пастернак, не падает в объятия каждого желающего. Одного желания мало, нужно приложить немало усилий, чтобы войти в нее, научиться понимать ее язык, ее символику, смысл ее многообразных феноменов и разнообразные варианты их интерпретации. Изучение культурологии не имеет ничего общего с бездумной зубрежкой. Реальную пользу от него студент получает только тогда, когда он активно и сознательно стремится расширить свой культурный кругозор, выработать умение самостоятельно осмысливать и истолковывать явления культуры (" тексты"), раскрывать и анализировать культурно-ценностные ориентации, которые определяют образ мышления и поведения, свойственный ему самому, другим людям, представителям других культур. Большую роль в этом должна сыграть работа студентов на практических занятиях по культурологии.

В данном учебном пособии содержатся разнообразные задания, внимательное и вдумчивое выполнение которых дает студентам " пищу для ума" и развивает их " видение" культуры. При подготовке к каждому практическому занятию необходимо изучить приведенные в пособии тексты и постараться самостоятельно ответить на поставленные вопросы. В ходе практических занятий используются различные формы и способы организации работы студентов, которые помогают им освоить пути, средства и методы восприятия, понимания и созидания культуры.

По каждой теме практических занятий указывается список литературы. Он имеет не обязательный, а рекомендательный характер.Но предполагается, что в процессе домашней подготовки к занятию студент должен проработать по крайней мере 2-3 произведения из этого списка. По некоторым из этих произведений (или другим, которые указывает преподаватель) студенты должны будут сделать доклады или рефераты.

Тематика практических занятий не дублирует лекционную и не охватывает все содержание курса культурологии. Однако между содержанием лекций и практических занятий есть внутренняя связь, и проработка материалов практического занятия требует знания того, что излагалось на лекциях.


Тема 1. Понятие и определения культуры.

 

Найти полноценное определение культуры очень сложно. Первое серьёзное обобщение определений культуры было сделано в работе американских антропологов А. Кребера и К. Клакхона «Культура. Критический обзор концепций и дефиниций». В ней обозначены следующие типы определений культуры:

1. описательные определения, в которых перечисляется все то, что охватывает понятие культуры;

2. исторические определения, в которых акцентируются процессы социального исследования, традиции;

3. нормативные определения, подчёркивающие роль ценностей и норм;

4. психологические определения, делающие акцент на процессы адаптации к среде;

5. структурные определения, в которых отводится внимание структуре культуры;

6. генетические определения, в которых культура определяется с позиции ее происхождения.

Важно отметить, что культурология стремится не просто к описанию совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством, а к осмыслению всего мира человеческой культуры как системного единства.

Задание 1.

Пользуясь выше предложенной классификацией, определите к какой категории относятся следующие подходы и дефиниции культуры. Обоснуйте свой ответ.

1. Историк Генрих Риккерт (1863-1936): «Итак, будем придерживаться вполне совпадающего с общепринятым языком понятия культуры, т.е. понимать под культурой совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями и лелеемых ради этих ценностей…»

2. Антрополог, один из основателей антропологии XX века Франц Боас (1858 – 1942): «Культуру можно определить как совокупность ментальных и физических реакций и действий, которые характеризуют поведение индивидов, составляющих социальную группу…»

3. Лесли Уайт (1900 – 1975) – учёный, который впервые ввёл в научный обиход термин культурология, является основателем исследования культур в рамках целостной науки: «Культурой являются все черты образа жизни каждого народа, которые зависят от способности к символизации и могут быть рассмотрены в экстрасоматическом контексте».

4. Английский поэт и критик Матью Арнольд (1822 – 1888): «Культура – стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чём думают и говорят…Культура – это стремление к благозвучию и свету, главное же- к тому, чтобы и благозвучие и свет преобладали».

5. Историк Фернан Бродель (1902 – 1985): Культура – это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста».

6. Психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856 – 1939): «Культура обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми».

7. Алексей Фёдорович Лосев (1893 – 1988) - философ и филолог: «Культура – это предельное обобщение всего».

8. Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968) - культуролог и философ: «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность… Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры».

 

Литература:

Артановский С. Н. Культура как мудрость. СПб., 2000.

Велик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

Крёбер А., Клакхон К. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. М., 1992.

Мамонтов С. П. Основы культурологии. М., 1996.

Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.

Флиер А. Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. 1997. № 2.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 2847. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия