Студопедия — Что вы можете сказать о восстановлении Словенска?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Что вы можете сказать о восстановлении Словенска?






Сказка - это такое порождающее мир вымысла повествование, виртуальная природа которого очевидна, она есть своеобразный способ ухода от повседневных забот бытия и в то же время необходимая составляющая реального пласта культуры. Сказка несет в себе не только заряд эстетических ценностей: воспевание красоты, доблести, силы, смелости, но и мощный импульс нравственных и моральных ориентаций на добро, помощь, справедливость. Изучение сказки как феномена культуры в начале третьего тысячелетия не является праздной забавой или затейливой прихотью. В условиях жесткой современной действительности, не отличающейся возможностями формирования цельного мировоззрения и приводящей к «кризису целей», изучение сказки как специфического способа ценностного отражения мира с венценосной идеей о победе добра над злом важно и актуально. Научное изучение сказки значительно активизировалось с созданием первых школ, направленных на изучение фольклора. С точки зрения мифологической школы (В.Ф. Миллер «Всемирная сказка в культурно-историческом отношении»; А.Н. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»), сказка является прямым продолжением мифа и заимствует многие его характеристики, в частности присутствием в их основе метафоры.

С середины XIX века Ф.И. Буслаев анализирует сказку в русле теории заимствования («Перехожие повести) и утверждает, что существует целые ряды одинаковых сюжетов и мотивов, рассыпавшихся по всему миру в необозримом множестве разнообразных вариаций. Теория самозарождения сказочных сюжетов была представлена в творчестве А.Н. Веселовского. Для него важны были не только строение и вычленение основных структурных элементов сказки, но и особенности социально-исторических условий бытования сказочного жанра, культурный обмен между народами. В.Ф. Миллер привлекал внимание к отражению в сказке особенностей быта и нрава народа. В. Бобров «Русские народные сказки о животных» выделил специфику подобного рода сказок. A.M. Смирнов предложил «Систематический указатель тем и вариантов русских народных сказок». История собирания и изучения русских сказов обстоятельно изложена С.В. Савченко «Русская народная сказка».

Структуралистский подход к жанру сказки был серьезной вехой и переломным моментом в изучении данной тематики. Он был положен работами А.И. Никифорова и В.Я. Проппа. Структуру обуславливало изучение функции (действий) персонажей, важность чего особо подчеркивалась А.И. Никифоровым. В.Я. Пропп развил эту идею, рассмотрел функции действующих лиц, обосновал появление определенных функций персонажей, их конкретное назначение.

Задание 3. Познакомьтесь с отрывком из книги В.Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки» и перечислите признаки обряда посвящения в сказках (на примере трех сказок).

Какова связь образа яги с представлением о смерти?.. Сказка сохранила… следы некогда широко распространенного обряда, тесно связанного с этими представлениями, а именно обряда посвящения юношества при наступлении половой зрелости… Этим обрядом юноша вводился в родовое объединение, становился полноправным членом его и приобретал право вступления в брак… Предполагалось, что мальчик во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. Это - так называемая временная смерть… Обряд всегда совершался в глубине леса или кустарника, в строгой тайне. Обряд сопровождался телесными истязаниями и повреждениями (отрубанием пальца, выбиванием некоторых зубов и др.). Другая форма временной смерти выражалась в том, что мальчика символически сжигали, варили, жарили, изрубали на куски и вновь воскрешали. Воскресший получал новое имя, на кожу наносились клейма и другие знаки пройденного обряда. Мальчик проходил более или менее длительную и строгую школу. Его обучали приемам охоты, ему сообщались тайны религиозного характера, исторические сведения, правила и требования быта и т.д. Он проходил школу охотника и члена общества, школу плясок, песен, и всего, что казалось необходимым в жизни… Посвящаемый якобы шел на смерть и был вполне убежден, что он умер и воскрес…

Вернемся теперь к сказке… Идя " куда глаза глядят", герой или героиня попадает в темный, дремучий лес. Обряд посвящения производился всегда именно в лесу… Этот лес не совсем обычен, видно по избушке, которую вдруг видит перед собой герой… Избушка открытой стороной обращена к тридесятому царству, закрытой -- к царству, доступному Ивану… Эта избушка -- сторожевая застава… охраняет вход в царство мертвых, и… герой или произносит магическое слово, открывающее ему вход в иное царство, или приносит жертвоприношения… Избушка повернулась, и герой в нее входит. Он еще пока ничего не видит. Но он слышит: " " Русский дух ко мне в лес зашёл! " … Запах Ивана есть запах живого человека, старающегося проникнуть в царство мертвых. Если этот запах противен яге, то это происходит потому, что… ни один живой не должен переступать заветного порога… Постоянная, типичная черта яги... она кормит, угощает героя… Приобщившись к еде, назначенной для мертвецов, пришелец окончательно приобщается к миру умерших…

Сама яга со стороны облика является в двух видах: или при входе Ивана она лежит в избе… или она прилетает -- это яга другого вида… Лежит она или на печке, или на лавке, или на полу… занимает собой всю избу… Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу… Она - мертвец.

Возраст, в котором дети подвергаются обряду посвящения, различен, но есть тенденция производить этот обряд еще до наступления половой зрелости. Вспомним, что к яге-пожирательнице всегда попадают дети. Когда наступал решительный момент, дети так или иначе отправлялись в лес к страшному для них и таинственному существу… Что же происходило с мальчиками, попавшими в лесу к страшному духу, который должен был их съесть?.. Здесь, в лесу, они подвергаются страшнейшим пыткам и истязаниям… По-видимому, эти жестокости должны были, так сказать, " отшибить ум". Продолжаясь очень долго… сопровождаясь голодом, жаждой, темнотой, ужасом, они должны были вызвать то состояние, которое посвящаемый считал смертью. Они вызывали временное сумасшествие… так что посвящаемый забывал все на свете. У него отшибало память настолько, что после своего возвращения он забывал свое имя, не узнавал родителей и т. д. и, может быть, вполне верил, когда ему говорили, что он умер и вернулся новым, другим человеком…

С появлением земледелия и земледельческой религии вся " лесная" религия превращается в сплошную нечисть, великий маг -- в злого колдуна, мать и хозяйка зверей -- в ведьму, затаскивающую детей на вовсе не символическое пожрание…

 







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 956. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия