Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Поняття, предмет і об’єкт вивчення курсу


Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 563



Что же является объектом проектирования при «средовом» подходе?

Поскольку среда не мыслится без осваивающей деятельности человека и возни­кает только тогда и только там, где этот процесс происходит, единицей проекти­рованияв этом случае становится уже не отдельная вещь (и даже не комплекс или ансамбль вещей), а вся ситуация,складывающаяся вокруг поведения челове­ка в среде. В эту ситуацию включены и материальные объекты, и те параметры, которые обычно определяют состояние среды (цветовой климат, освещение, шумы, запахи, температура и пр.), и распространяющаяся в среде информация, и сам че­ловек, а также сложное взаимодействие всех этих элементов, все виды влияния их друг на друга.

Реальное поведение человека в предметно-пространственной среде зависит не только от функционального назначения объекта и предоставляемых им возмож­ностей. Это поведение направляется также и собственными привычками, уста­новками, темпераментом, ожиданиями и потребностями самого человека, его социокультурными ориентациями, личным отношением к «предлагаемым обсто­ятельствам»... то есть огромным количеством не всегда легко учитываемых об­стоятельств. И тем не менее, следуя «средовому» подходу, дизайнер проектиру­ет всю эту ситуацию целиком. Здесь становится трудно отделить, чтопроектируется от того, комупредназначен проект, поскольку особенности будущего восприя­тия и осваивающей деятельности человека непосредственно влияют на харак­тер «средового» объекта уже на стадии его проектирования.

Дизайнер, соединяющий в своем творчестве интуитивное и рациональное, эмо­циональное и логическое начала, конечно, не только руководствуется воображе-

 

100 Глава 4. Единица проектирования — ситуация



нием, но и анализирует, систематизирует свой и накопленный коллегами опыт, связанный с изучением поведения человека в среде. Вот, например, как, по на­блюдениям социологической службы Эрмитажа, выглядит «средовое» поведе­ниепосетителей музея, различаемое в данном случае по одному-единственному основанию — способу освоения ими экспозиционного пространства.

Поведение взрослого человека в физическом и информационном пространстве музея определяется в наибольшей степени не демографическими (половозраст­ными), а культурно-ролевымипризнаками, которые, прежде всего, принимаются в расчет при разработке типологии адресатов дизайн-проекта (подробно о поня­тии социальной роли см. в главе 2). Социологической службой Эрмитажа (автор типологии — В. В. Селиванов) было проанализировано поведение огромного числа посетителей, и на основании этих наблюдений сделаны выводы о траектории дви­жения посетителей, принадлежащих к различным типам. Для большей наглядно­сти и эмоциональной убедительности им были присвоены имена, в образной фор­ме выявляющие характер их передвижений:

 

«Жук»— имя равномерно незаинтересованноготипа посетителей. Посети­тель, принадлежащий к этому типу, движется через залы по самому короткому
пути (обычно от входа к выходу), не задерживаясь на отдельных впечатлениях, пытаясь охватить экспозицию всю целиком.

«Муравей»— имя еще одного равномерно незаинтересованноготипа посе­тителей. Этот посетитель, напротив, чрезвычайно подвижен, он скрупулезно
внимателен, дотошно последователен и стремится не пропустить ни единого
экспоната.

«Пчела» —имя избирательно заинтересованноготипа посетителей. Посети­-
тель, принадлежащий к этому типу, перемещается от шедевра к шедевру, игнорируя менее важные экспонаты, он внимателен лишь к особо ярким, выделяющимся на общем фоне впечатлениям.

 

Такое объективное наблюдение имеет практическую цель: три названных типа восприятия и поведения в среде провоцируют различные траектории передвиже­ния людей в музейном пространстве. Для положительного «средового» самочув­ствия, связанного с реализацией ожиданий от экспозиции, необходимо так сфор­мировать ее, чтобы каждый из них мог получить максимально полное впечатление. Из этого следует, что «средовая ткань» должна быть одновременно:

■ достаточно плотной, насыщенной информацией (удовлетворен тип «муравей»);

■ с четко артикулированным сквозным путем, с позиции которого хорошо просматриваются экспонаты (удовлетворен тип «жук»);

■ с включением ярких акцентов, выразительно распределенных в экспозицион­ном пространстве (удовлетворен тип «пчела»).

Поведенческая ситуация, которая является структурной единицей проектирова­ния среды, у каждого из названных «средовых субъектов» — своя. Однако ситуа­ция посещения музея для всех этих типов — общая, и она объединяет их, выделяя такое культурно-ролевое поведение на фоне исполнения ими всех прочих соци­альных ролей. Если проектировщику удастся совместить в едином экспозицион­ном решении исходящие от них требования, то он обеспечит «средовой» комфорт каждого из посетителей и всех вместе.

 

 

Структура предметно-пространственной среды 101


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
БОЙЧИК І.М. | Зв’язок курсу з іншими дисциплінами
1 | <== 2 ==> | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.2 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.2 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7