Студопедия — РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ. Стиль разговорной речи обслуживает сферу неформальных
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ. Стиль разговорной речи обслуживает сферу неформальных






Стиль разговорной речи обслуживает сферу неформальных


от­ношений, которые бывают не только в быту, семье, дружественном кругу, но и в профессиональной сфере. Разговорная речь, как из­вестно, выполняет функцию общения, поэтому наиболее часто


проявляется в устной форме, в диалоге, в котором говорящие участ­вуют часто спонтанно. Предварительное обдумывание в таком об­щении не предусмотрено.

Поскольку разговорная речь способствует самовыражению, про­явлению индивидуальных особенностей личности, постольку она эмоционально окрашена. Большую роль здесь играют невербаль­ные средства коммуникации, то есть мимика, жесты, взгляд, интониро­вание,


дистанцирование и другие экспрессивные сигналы языка тела.

В отличие от функционально-деловой речи, в разговорной почти отсутствуют книжная лексика, иностранная терминология, зато ши­роко используется обиходно-бытовая лексика: просторечия, слова субъективной оценки, экспрессивно-эмоционально окрашенные. Кроме того в неформальном общении достаточно часто использу­ются разнообразные упрощения типа: читалка, вечёрка, общага, прокурорша и т. д., а также разговорно-бытовая фразеология, например: гол как сокол, бежит как угорелый, как снег на голову, за­морить червячка, упрям как осел, где тебя черти носили и др.; гла­гольные междометия типа прыг, шмяк, скок, шмыг. Часто исполь­зуются частицы: этот-то, дай-ка, ну, вот, ведь и т. п.

Эмоциональность разговорной речи реализуется не только через жестикуляцию и мимику, паузы и многозначительные позы, но и через использование вопросительных, побудительных и восклица­тельных предложений. Таким образом, разговорная речь специфич­на, поэтому она тоже должна быть ситуативно уместна.

§ 7. ПОДТЕКСТ

Подтекст - это неявный смысл речевого сообщения, осознавае­мый лишь в контексте общения.

Признаки подтекста могут скрываться:

в содержании речи;

(Опера Генделя "Ринальдо" была издана одним ловким коммер­сантом и в течение нескольких дней распродана, принеся боль­шую сумму денег, из которых Гендель получил лишь ничтожную часть.

-Послушайте, - сказал коммерсанту Гендель, когда получил свои деньги, - чтобы между нами не было обиженных, в сле­дующий раз вы напишите оперу, а я ее издам.);

— в характеристиках ее звучания (тон, сила голоса, паузы, смеш­ки и пр.);

(Врач-косметолог сделал пациентке древнегреческий профиль, разгладил морщины, удалил двойной подбородок, уменьшил рот.

- Что изволите еще?

- А можно сделать большие выразительные глаза?

- Конечно, - тихо сказал врач. - Взгляните на счет.);

— в невербальных характеристиках поведения (позы, размеще­ние деловых партнеров в пространстве, мимика, жесты); (Например, стоят двое и разговаривают на конфиденциальную тему, подошел третий. Двое постояли несколько секунд и разо­шлись, договорившись встретиться позже: подтекст здесь в том, что не впустили третьего в пространство общения, замолчали; но третий не понял намека на нежелательность вторжения, поэтому пришлось закончить разговор и разойтись).

Та или иная информация может быть воспринята как скрытый смысл тогда, когда между элементами, составляющими ее основу, есть смысловое противоречие или несоответствие.

Известна острота, которая приписывается английскому драматургу Б. Шоу. Оркестр в ресторане играл шумно и не очень хорошо. Один из посетителей спросил у официанта: "А играют ли музыканты по за­казу?" - "Конечно". - "В таком случае передайте им фунт стерлингов, и пусть они сыграют в покер". Суть остроты в том, что слово "игра" имеет не одно толкование; кроме того, здесь явный намек на плохую игру му­зыкантов: посетитель готов заплатить, лишь бы оркестр замолк.

По характеру передачи и приема информации можно выделить три вида подтекста:

1. Действительный подтекст - скрытый смысл имеет место и воспринят.

2. Скрытого смысла в сообщении не было, но он был приписан, то есть подтекст мнимый.

3. Скрытый смысл был, но остался незамеченным - пропущенный подтекст.

Деловым людям, общаясь с деловыми партнерами, важно пом­нить следующее:

а) если вы не сумели раскрыть содержание подтекста - вы рис­куете не понять собеседника; к тому же если человек не понимает намека, то его оценка в глазах партнера снижается;

б) юмор, ирония и сарказм выступают как своеобразный способ проверки собеседника: на живость ума, на "адекватность", на то, из "нашего лагеря" партнер или нет;

в) обнаруженный намек на подтекст не является гарантией пони­мания самого подтекста.

Доказано, что все непонятное, оригинальное и неожиданное для других - ПОДТЕКСТОГЕННО.

С понятием подтекста соприкасается понятие РЕДУЦИРОВАН­НОГО ДИАЛОГА, то есть обмена "свернутыми", краткими, как бы пунктирными репликами. Обычно они используются между партне­рами, понимающими друг друга с полуслова. В деловом взаимодей­ствии такое общение весьма распространено как в менеджменте, так и в бизнес-практике.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 707. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия