Студопедия — ПЕРВЫЕ СПОРЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ДОЩЕЧЕК
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПЕРВЫЕ СПОРЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ДОЩЕЧЕК






О происхождении текстов дощечек стали задумываться уже первые его исследователи и публикаторы. Высказывалось мнение, что впервые после А.И. Сулакадзева сей памятник попытались оценить еще в 1923 году в Белградском университете, и будто бы уже тогда дощечки были отнесены к известной в XIX веке коллекции А.И. Сулакадзева. Но эти сведения пока не подтверждены строго документально.

По-видимому, впервые в XX веке датировать сей памятник попытался первый его копировщик Ю.П. Миролюбов, не знавший о том, что памятник изучался и до него. И вначале, исходя из дат описываемых в дощечках событий, он отнес время создания памятника приблизительно к V веку.

Так, в письме, отправленном в 1948 году из Бельгии в Русский музей в Сан-Франциско, он сообщал, что в Брюсселе у художника А. Изенбека до войны "были "дощьки" Новгородско-Киевской Руси, чуть ли не V века". Потом он уточнил, что, вероятно, дощечки писались в VI-IX веках.

Тогда же он оспаривал мнение П.Е. Ковалевского (профессора Сорбонны, доктора историко-филологических наук Парижского университета), высказавшего свои соображения о возможности относительно позднего происхождения дощечек. Он посчитал возможным, что подлинные дощечки были созданы или переписаны "премудрыми дьяками" в XVI либо в XVII веке.

Мнение профессора П.Е. Ковалевского было вполне закономерно для осторожного в суждениях представителя старой школы в академической науке. На вероятность сего предположения в России потом указывал и академик Ю.К. Бегунов.

Дело в том, что знаток славянских древностей сразу отмечает родство текстов и легенд из "Книги Белеса" с некоторыми рукописями того периода (XVI-XVII вв.), например, с изложением славянских легенд в "Мазуринском летописце", в Иоакимовской летописи, либо в "Хронике Дорофея" и т. п. Но одно дело излагать старые легенды, оставаясь в рамках христианской ортодоксии, видеть в них только некое "занимательное баснословие" и при сем критиковать "заблуждения язычества", и совсем другое дело создавать либо даже просто копировать "языческие" проповеди.

Родство есть, и оно обусловлено тем, что дьяки опирались на живую в их время традицию и на неведомые нам древние книги. Однако, по нашему мнению, "Книга Велеса" не опирается, а представляет саму эту традицию, следовательно, она первична.

И потому Юрий Петрович Миролюбов совершенно справедливо заметил: "Мы не думаем, чтобы дьяки рискнули переписывать нечто подобное, а не пошли бы в Тайный приказ, чтобы донести на заказчика. "Дощьки", следовательно, написаны раньше, нежели христианство усилилось до такой степени, что переписывание еретических рукописей было равносильно смерти для переписчика. "Дощьки" были написаны явно в языческий или, по крайней мере, ближайший к язычеству период" (из письма к историку и филологу Александру Александровичу Куренкову от 3 октября 1957 года).

Осторожное отношение к датировке рукописи IX веком было вызвано также тем, что славянских документов того времени сохранилось крайне мало, да и к тому же предполагалось, что дерево за это время должно было разрушиться.

Но это мнение основано на заблуждении. Дерево (тем более специально обработанное) может храниться и более долгий срок, достаточно вспомнить о находимых в земле берестяных грамотах.

К тому же на последних раскопках (2000 года) были найдены, и причем впервые, именно доски, к тому же X века, но с христианскими текстами.

Но, впрочем, здесь следует сделать одно уточнение. "Дьяки" вряд ли могли переписывать дощечки. Но, скажем, еще в начале XVII века на Руси (особенно на Волге, в Приуралье) сохранялись крупные "языческие" области, и потому там могли и переписывать "дощьки".

Каталог А.И. Сулакадзева, кстати, и указывает подобную либо позднюю компиляцию (уже не на дощечках) в качестве одного из вариантов текста, близкого к "Книге Велеса" ("О переселениях старожилых людей и первой вере"), и приписывает ее жителю села Чердыни в Пермской губернии Олеху Вишерцу (река Вишера протекает через село Чердыня). Это селение являлось во времена А.И. Сулакадзева вотчиной Строгановых, промышленников, меценатов, и через коих (а именно через А.С. Строганова, покровителя А.И. Сулакадзева) и была получена сия рукопись.

А.И. Сулакадзев и эту рукопись датирует IX веком (то есть сам Олех был лишь хранителем ее в более поздние времена, в XIX веке?), но мы знаем, что округа сего села, и вообще та область, была одним из крупных центров славянского "язычества" в Приуралье еще в XVII веке.

Таким образом, мнение, высказанное П.Е. Ковалевским, а потом и Ю.К. Бегуновым, о возможных поздних копиях вполне правомерно. Как для Поволжья и Приуралья в России, так и для Полесья, Прикарпатья (гуцульских земель) на Украине. И без экспертизы самих дощечек нам остается только верить описаниям Ю.П. Миролюбова (и каталогам А.И. Сулакадзева), относящего сами дощечки в IX веку. Для строгой науки такой "веры" недостаточно.

Однако сам вопрос о утраченном "носителе" текстов вторичен. Мы можем принять (чтобы не вызвать излишней полемики) и, скажем, XVII век. К тому же и большинство античных текстов дошло до нас в средневековых копиях. Обычная ситуация! Дело в том, восходят ли сами сии тексты дощечек к традиции IX века. Судя по текстам, по их языку, по изложению, они создавались не позднее IX века. В последующие годы, конечно, могли делаться с дощечек списки. Но только так. А никак не создавать новый текст, пусть даже на основании преданий.

И в этом мы не просто уверены, тому есть достаточно убедительные доказательства (языковые, источниковедческие, исторические и т. д.). Ныне мы можем определенно сказать, что никаких позднейших "слоев" ни в языке, ни в идеях и сведениях, которые можно было бы относить к более поздним временам, в самом памятнике нет, а те, что указывались, не подтвердились. Единственный поздний "слой", который удалось выделить, это незначительный слой XX века (описки, ошибки копирования), который выявился при публикации текстов Ю.П. Миролюбовым и А. Куренковым. И только.

Сам же памятник создан именно в IX веке, и наиболее вероятно волхвом Ягайло Ганом.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия