Студопедия — Музыкальный строй.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Музыкальный строй.






Практика хорового пения и совместного музицирования, а также практика изготовления музыкальных инструментов вызвала появление такого понятия как музыкальный строй. Существует несколько значений этого понятия.

Это, во-первых, стереотип настройки того или иного инструмента. Например, четыре струны скрипки настраиваются как соль малой октавы, ре и ля первой и ми второй октавы. У фортепиано или баяна строй хроматический – по полутонам. У валторны так называемый натуральный строй и т. д.

Со временем музыканты и акустики пришли к необходимости установить единый эталон частоты (высоты) для настройки музыкальных инструментов. В 1711 англичанин Дж. Шор изобрел камертон с эталонной частотой для ля первой октавы 419,9 герц. Впоследствии эталонная частота постепенно повышалась. В Петербурге в конце 18 в. по инициативе композитора и дирижера Дж. Сарти был введен петербургский камертон а′=436герц. В 1859 г. Парижская Академия предложила т.н. нормальный камертон с частотой а′=435герц. В 20 веке большинство стран Европы и Америки приняло так называемый американский стандарт строя: а′=440герц (у нас с 1936 года). Из сказанного следует, в частности, что произведения Баха или Бетховена в наше время звучат несколько выше, чем во времена их создателей. В качестве камертона теперь часто используется тюнер.

 

Звуки связываются последовательно («по горизонтали») и в одновременном звучании («по вертикали»).

Связываясь последовательно, они образуют цепочку, называемую мелодией и состоящую из так называемых мелодических интервалов. (Интервалом принято называть любую пару звуков и их высотноеотношение).

Одновременно произведенные звуки образуют созвучия: гармонические интервалы и аккорды (называемые иногда гармониями). Цепочка связанных между собою аккордов рождает гармонию.

Одновременное звучание связанных между собою мелодий рождает полифонию, то есть многоголосие.

Термины эти нерусского происхождения.

Интерваллум – по-латыни означает промежуток. Аккорд ― в итальянском и французском языках означает согласие. Мелодия, гармония и полифония ―; слова греческого происхождения. Первое состоит из двух греческих слов: мелос – песнь и оде – пение и таким образом, буквально означает пение песни. Гармония − по-гречески не только созвучие, но и соразмерность, согласованность частей целого.

Полифония (от греческого слова поли – много и фоне – звук, голос) по-русски переводится как многоголосие.

 

Главные параметры музыки: ритм и лад.

 

Временные отношения в музыке выражаются ритмом. Ритм – это отношениедлительностей и акцентов.

Единицы измерения музыкального времени – такт и длительности.

Акцентность регулярная и нерегулярная. Регулярная акцентность позволяет делить музыку на такты.

Такт – основная единица измерения музыкального времени.

Акцент (ударение) осознаётся только рядом с неакцентом (неакцентами) – так возникает равномерная внутренняя пульсации в такте, позволяющая различать двудольные, трёхдольные и т.п. такты.

Длительность.

Обозначение длительности звуков и пауз на нотном стане.

Размер такта и его разновидности. Четные и нечетные размеры. Переменный размер.

Тактирование (дирижирование) как обозначение размера при помощи жестов.

 

Лад – это система отношений устойчивых и неустойчивых тонов в музыке. Особую роль в этой системе играет звук, вызывающий ощущение наибольшей устойчивости или покоя. Этот звук называется тоникой и обозначается буквой Т или римской цифрой I. Звуки лада принято называть ступенями, располагая их в порядке высоты, начиная с тоники. Наряду с тоникой относительной устойчивостью обладают III и V ступени. Неустойчивые ступени лада вызывают ощущение напряженности и тяготеют к устойчивым. Переход от неустойчивой ступени к устойчивой называется разрешением.

Лад ― понятие абстрактное. Конкретно лад проявляется в так называемых тональностях, где роль тоники может выполнять любая из 12 ступеней хроматического звукоряда.

Музыкальные лады многообразны. В европейской музыке 17 – 19 веков господствующее положение занимают два семиступенных октавных лада: мажор (в переводе – большой) и минор (малый).

 

Как и в любом искусстве, в музыке большую роль играют вопросы формы. Музыкальная форма ― это развертывающаяся во времени композиция музыкального произведения, его внутренняя структура, порядок следования друг за другом звуковых комплексов. Такой порядок отражает смену и развитие определенных музыкально-эмоциональных состояний и настроений. Музыкальная форма складывается из взаимодействия всех выразительных средств музыки: мелодии и гармонии, ритма и лада, темпа и динамики (громкости), тембра и т. д. На протяжении многовековой истории музыки сложилось большое количество типов музыкальной формы. Характеристика некоторым из них будет дана в курсе музыкальной литературы. Однако, помимо типовых черт каждое талантливое произведение искусства обладает своими неповторимыми особенностями.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 380. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия