Студопедия — Суровый русский Дант
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Суровый русский Дант






Поразительно, но звучание «Комедии», ее музыкальная партитура, в конце концов, ее языковое пространство – исследовались редко и непоследовательно. Ее поэтическое строение и элементарный состав всегда оставались в тени ее дидактической общекультурной функции. Скульптура «Данта» - необходимое звено в поэтической связи поколений. Характерно, что особым пиететом перед монументом Данте отличалась именно русская поэзия. И Пушкинские «Суровый Дант не презирал сонета» и Блоковские «Тень Данте с профилем орлиным» по существу являются слепками с одного бюста. Бюст этот – грозный бюст гения, увенчанного оливковым венком, стоял на границе зарождения европейской литературы, словно межевой столб отделяющий мертвый солончак темных веков от золотого поля Новой Европейской культуры. И совершенно естественно, что русская поэзия всеми своими помыслами устремилась к Данте в поисках собственного пути. Однако то, что русская поэзия увидела в образе Флорентинца – это возможно только то, что она хотела в нем разглядеть, и, к слову, то, что проще всего можно было увидеть в Данте.

Если Россия – это «Ад» на земле, бесконечное пространство различного рода страданий и несчастий, то творение Данте могло прийти на эту почву только в качестве литературного памятника этому пространству, в качестве своеобразной апологии кошмара. Мы не беремся утверждать, что из Трехчастной комедии русской литературой по существу была воспринята только первая кантика – это не так. «Серебряный век», в частности, дал множество положительных опытов освоения и постижения Дантовых образов Чистилища и Рая. Однако сама историческая реальность, в которой рождалась и творила русская литература, словно нарочно требовала и поощряла интерес лишь к мрачным, огненным страницам Комедии. В Русской Музе Данта проступили черты, далеко отстоящие от своего тосканского оригинала. Явление Беатриче в Земном Раю, напомним, сопровождается ангельской песней, сиянием. Это явление – есть восход солнца:

Так в легкой туче ангельских цветов,

Взлетавших и свергавшихся обвалом

На дивный воз и вне его краев,

В венке олив, под белым покрывалом,

Предстала женщина, облачена

В зеленый плащ и в платье огнеалом.

…..

А здесь неполным было созерцанье,

Пред тайной силой, шедшей от нее…

(Чист.XXX. 28-38)

В реалиях же русского культурного пространства этот неземной, наполненный нежностью и славой образ в конечном итоге обратится в полную свою противоположность. Явление музы будет равно приближению смерти, а сам поэт окажется ни кем иным как зодчим Адской воронки, из которой, бывало, он и сам стремился выбраться на свет Божий. Известное откровение Ахматовой – тому подтверждение:

Когда я ночью жду ее прихода,

Жизнь, кажется, висит на волоске.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

И вот вошла. Откинув покрывало,

Внимательно взглянула на меня.

Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала

Страницы Ада?" Отвечает: "Я" [2]

Возможно, в ощущении своей истории как трагедии русская поэзия и русская литература вообще (вспомним Гоголевскую поэму, замысел которой, безусловно, переплетается с творением Данте) оказались в некотором смысле заложниками Высшей Правды, Истины, образ которой крайне важен для Данте. Однако в «Комедии» в отличие от русской литературной традиции образ Истины имеет несколько иные, несхожие со своим «русским слепком» коннотации. Высшая Божественная Правда Данте – это и причина и цель его путешествия. Ее сущность проявляется в том, что именно эта правда (она же Любовь) придает движение и жизнь всему живущему на земле и на небе - и поэзии в том числе! Светящаяся сердцевина Божественной Розы в финале Рая - это непрестанный маяк для всего рождающегося и живущего, но никогда не остановка, не приговор реальности. Финальная песнь Комедии – Райский гимн, а не суровый вердикт Страшного Суда.

Русская же литература всмотрелась в Данте как в зеркало, увидела в нем, прежде всего свои язвы, и более того – нашла в нем оправдание, высший смысл этих язв. Время, повторимся, поощряло подобный взгляд. И век девятнадцатый и тем более век двадцатый в России – времена суровых испытаний для нации, народа, истории, культуры. Различить в какофонии адских звуков поэтический голос небесных сфер – нелегкая задача. Однако именно чуткость к высшим поэтическим моментам своего времени, – есть залог творческой свободы, творчества вообще, его последний оплот. Глядя в львиную пропасть времени, всматриваясь в «зрачки» века, немудрено превратиться в «соляной столп». Но и оторвать взгляд от этой инфернальной реальности, перевести его на небесные чудеса – равносильно побегу и поражению. Смерть жизни и поэзии не может быть принята как факт и не может быть отброшена, как страшный и ненужный сон – смерть может быть только преодолена.

В середине двадцатого века перед русской поэзией, точно так же как и перед всей русской культурой, стоял «последний вопрос» - вопрос жизни и смерти. Прежнее упоение собственной трагедией уже ничего не могло оправдать – поэтический язык нуждался в прорыве, преодолении своей двухвековой застывшей оболочки. И совершенно не случайно, что в поисках импульсов и живых сил для этого прорыва русская поэзия вновь обращается к наследию Данте.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 384. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия