Студопедия — Социокультурный контекст новых философских ориентаций
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социокультурный контекст новых философских ориентаций






Возрождение (по-итальянски – ренессанс) охватывает со­бой период накануне буржуазных революций в Европе (XV-XVI). Исторический процесс социокультурного раз­вития и его философские построения в эту эпоху представляли собой, по сути, итог развития средневековой культуры. По своей же форме он выразился в от­рицании Средневековья и духовном повороте самосознания к ценностям Античности. Ориентация на античность, ее восстановление, возобновление, новое прочтение и освоение в искусстве, культуре, науке и социальной жизни – сущностная чер­та Возрождения. Общественный и личный идеал виделся не в будущем, а в прошлом – в античности, которая представлялась героическим периодом в развитии человека.

По своему содержанию новая эпоха является утверждени­ем такого способа мышления и чувствования, в основе которого лежит устремленность к творческой свободе личности. Индиви­дуалистический гуманизм обосновывается с позиций разума, са­моутверждения личности, с позиций самодостаточности человека, освобождения его сознания от пут схоластики, власти догм и иррациональной системы идей, застывших в социальных структурах церкви и монархического абсолютизма.

Первостепенное внимание к человеку, человечность и со­ставляет главное содержание гуманизма эпохи Возрождения. От­сюда и вырастает новая духовная ориентация – на ценность и самодостаточность человека, формирование в сознании и самосоз­нании людей достоинства личности, гордости, уверенности в сво­их собственных силах, способностях и талантах.

Эпоха Возрождения выдвинула идею всестороннего гармо­ничного развития человека и явила миру целую плеяду выдаю­щихся личностей и ярких индивидуальностей. Утверждение идеа­ла гармоничности человека и цельности мироздания как само­довлеющих сущностей, подчиняющихся законам разумности – такова важнейшая особенность Возрождения. Для мышления, идеологии и культуры Ренессанса характерным становится пере­ход от теоцентризма к антропоцентристскому пониманию мира и человека.

Колыбелью Ренессанса явилась Италия. Почти весь пер­вый период своего развития Ренессанс был «итальянским явлением» и лишь в последующем он приобрел общеевропейский ха­рактер. Неправомерно, однако, ограничивать феномен Возрож­дения историческими и пространственными рамками только Ев­ропы. Возрождение как типологическое духовное явление следу­ет рассматривать как повторяющееся в сходных социокультурных условиях на всем протяжении человеческой истории.

В определенном смысле о феномене Возрождении можно говорить и применительно к жизни отдельного человека, особенно его ду­ховной биографии. Неслучайно говорится о новом духовном рож­дении или духовном перерождении человека в лучшем смысле этого слова. И, как правило, человек в своем самосознании соот­носит себя с периодом юности, для которой характерна особая идеальность души, мыслей и чувств, благородных побуждений. Ведь юность – это не только подготовка к жизни, но и сама жизнь. Это время расцвета чувств, дружбы, любви, это пора духовно-нравственного самоопределения личности, поиска и обретения идеала и смысла жизни. В широком философском понимании феномен Возрожде­ния предстает как развитие человеческого в человеке, утверждение гуманистического мышления, свободы чувствования личности и общества.

Образцы и нормы такого мировоззрения и самоутвержде­ния человека видятся, как правило, в прошлом, в периоды взлета человеческого духа и расцвета культуры в классическую пору той или иной цивилизации. Так, вполне самостоятельным является китайское Возрождение VIII-XII вв. Виднейший представитель китайского Ренессанса Хань Юй (768-824) духовную суть своей эпохи выразил принципом «возвращение к древности», смысл которого заключается в утверждении чувства человечности. Вдохновение в прошлом черпали мыслители мусульманского Ре­нессанса X века и византийского Возрождения XII века. Свои особенности имел Ренессанс у других народов мира. Ренессансные мотивы в истории нашей страны XVI-XVII в.в. следует рассматривать как возрождение духовности и культуры ее «золотого» века периода Древней Руси. Особую значи­мость и актуальность проблема Возрождения приобретает для современной России.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 697. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия