Студопедия — Бытие как бестелесная идея. Парменид. Пифагор
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Бытие как бестелесная идея. Парменид. Пифагор






Элейская философская школа (VI-V вв. до н.э.) сформировалась в Южной Италии. К элеатам относят Ксенофана (ок. 656-478 гг. до н.э.), Парменида (ок. 540-470 гг. до н.э.), Зенона (ок. 490-430 гг. до н.э.). Элейская школа примечательна тем, что ее представителями активно и творчески разрабатывался иной подход к философствованию. В его основе лежит первопринцип духовного, идеального начала и метафизическое, умопостигаемое понимание окружающего мира, природы и космоса в целом. В отличие от Гераклита, с его акцентацией изменчивости и одновременного существования двух противоположностей и их взаимопереходе, Парменид дает другую трактовку бытия. Его философская аргументация заключается в следующем. Если следовать не показаниям ощущений и не путем мнений, а логическим, рациональным путем истины, то основой мира оказывается бытие. Поиск предельно общего, что присуще всему и вся в мироздании приводит к заключению, что им оказывается само существование. Первая посылка всего, чем бы оно ни было, - существование, наличествование, бытийствование. Имеются различные системы миропонимания: есть только бытие, небытия нет; существует не только бытие, но и небытие; бытие и небытие тождественны. Истинной Парменид признает только первую посылку: бытие едино, неделимо, неизменно, невидимо, неосязаемо, вневременно, закончено в себе. Только оно истинно сущее. Бытие мыслимо без противоречия и постигается только разумом. А множественность изменчивость, прерывность, текучесть - это не суть бытия. Все это - удел мнимого иллюзорного, не действительного, не подлинного. Сказанное не означает, что Парменид отрицал то, что мы называем множеством, изменением, началом и концом, пустотой, несовершенством и т.д. Мир чувственных данных вещей и явлений с их видимостью, кажимостью, наличием противоречивости и разорванности, пустоты, множества и движения, не обладает подлинной реальностью.

С защитой учения Парменида выступил его ученик Зенон. Ему приписывали сорок доказательств для защиты учения о единстве сущего (против множественности) и пять доказательств его неподвижности (против движения). Из них дошло до нас всего девять, получивших название «апории» или парадоксы Зенона. С позиций здравого смысла они приводят к выводам, которые нельзя было просто отбросить как несостоятельные. По форме и по содержанию они удовлетворяли математическим стандартам древности.

Путь Зенона - это доказательство от противного, выяснение истины посредством выявления внутренних противоречий в мышлении оппонента. Неслучайно Аристотель считал Зенона родоначальником диалектики. В качестве примеров рассмотрим некоторые из апорий Зенона. Наиболее известные из них «Дихотомия», «Ахиллес и Черепаха», «Летящая стрела». Дихотомия (деление пополам) доказывает невозможность помыслить движение. Если предмет движется, то он должен пройти половину пути, прежде чем дойдет до конца. Но прежде, чем пройти эту половину, следует пройти половину этой половины и так до бесконечности. Поскольку любой отрезок можно делить до бесконечности, то движение логически невозможно даже и начать. Другая апория - «летящая стрела», по мнению Зенона, всегда будет находиться в покое, так как в каждый момент движения она будет занимать равное себе место. Конечно, эти парадоксы разрешаются, если принято во внимание при их рассмотрении не только прерывность движения и пространства, но и их непрерывность. Заслуга Зенона в том, что он отразил трудность и противоречивость формирования самих понятий: пространство, время, движение.

Каноническая схема «первоначал» древнегреческих философов-досократиков такова: Фалес, - вода, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь, Анаксимандр - беспредельное, Пифагор - число.

Число явно выбивается из этого ряда. Как пришла такая идея - выводить весь мир из чисел? Есть ли телесные единицы, двойки, тройки? Или число духовно в своей основе? И, наконец, каковы взаимоотношения чисел и вещей? С философской точки пифагоровская пара «предел - беспредельное» может быть названа сущностью и началом всего. Суть пифагоризма Аристотель выразил таким тезисом: «Все есть числа». Число может быть рассмотрено и в онтологическом и гносеологическом контексте: Все познаваемое, конечное имеет число. Ведь без него невозможно ничего ни помыслить, ни познать. Приведем еще одно высказывание: «Если все вещи (будут) безграничны, то вовсе не будет ничего познаваемого». Итак, то, что безгранично, будь то по числу или величине, не может быть познано. Существование же вещей, которые полагают предел и ограничивают, вносит определенность в этот мир, дает возможность вычислить и измерить что-либо, найти его число, т.е. познать. Можно привести некоторые примеры философской, чаще всего символической, трактовки чисел. Так, единицами можно называть мельчайшие тела (вплоть до атомов), из которых состоит мир (телесные монады, числовой атомизм). Четное выражает беспредельное, а нечетное - предел). Особое значение придавалось каждому числу натурального ряда от 1 до 10. Даже этические, общественные и естественные явления получали соответствующие числа: справедливость - это четверка, брак - это пятерка, здоровье - это семерка. От Пифагора идет знаменитое: «Алгеброй поверить гармонию», стремление опереться на исчисляемую закономерность, найти числовое выражение гармонических интервалов, небесной гармонии, пропорции и даже высчитать и определить число самого человека. Весьма поучительны взгляды пифагорейцев на власть и управление в государстве: «Вообще следует считать, что нет зла большего, чем безвластие. Ибо человек по своей природе не может жить в благополучии, если над ним никто не начальствует». О правителях и управляемых они полагали, что первые должны быть людьми не только знающими, но и человеколюбивыми, а вторые - не только послушными, но и любящими власть.У Пифагора было мудрое изречение: «Для всех - и высших, и низших следует избегать всеми средствами, отсекая огнем и мечом... от тела - болезнь, от души - невежество, от желудка -излишество, от города - смуту, от дома - раздоры, и от всего вместе - неумеренность».







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 899. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия