То, что вначале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару, состояние, в котором человек достигает самоосознания, называют счастьем в гуне благости.
КОММЕНТАРИЙ: Человек, который стремится достичь самоосознания, должен следовать многочисленным правилам и предписаниям, чтобы, обуздав чувства и ум, сосредоточить его на душе /своей истинной сущности?/. Все это очень трудно и подобно яду, но если выполнив все правила и предписания, человек поднимется на трансцендентный уровень, он будет пить настоящий нектар и наслаждаться жизнью.
вишайендрийа-самйогадйат тад агре 'мртопамам паринаме вишам иватат сукхам раджасам смртам вишайа-с объектами чувств; индрийа-чувств; самйогат-в результате соприкосновения; йат-которое; тат-это; агре-вначале; амрта-упамам-подобно нектару; паринаме-в конце; вишам ива-подобно яду; тат-это; сукхам-счастье; раджасам-в гуне страсти; смртам-считается.
Счастье, которое человек испытывает, когда его чувства соприкасаются с объектами чувств, которое вначале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, является счастьем в гуне страсти.
КОММЕНТАРИЙ: Когда юноша встречает девушку, чувства вызывают в нем желание видеть ее, касаться ее тела и мечтать о сближении с ней. В начале все это доставляет чувствам огромное удовольствие, но в конце, или спустя некоторое время их отношения становятся подобны яду. Они расстаются или разводятся, что причиняет им немало горя и страданий. Такое счастье находится в гуне страсти. Счастье, которое человек испытывает, когда его чувства соприкасаются с объектами чувств, всегда влечет за собой /приносит одни/ страдания, и его следует всячески избегать.
йад агре чанубандхе часукхам моханам атманах нидраласйа-прамадоттхамтат тамасам удахртам
йат-то, которое; агре-вначале; ча-также; анубандхе-в конце; ча-также; сукхам-счастье; моханам-призрачным; атманах-души; нидра-сном; аласйа-ленью; прамада-и иллюзией; уттхам-порожденное; тат-это; тамасам-в гуне невежества; удахртам-называют.
А счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности достичь духовного самоосознания, которое с начала и до конца является призрачным, порожденное сном, ленью и иллюзией, называют счастьем в гуне невежества.
КОММЕНТАРИЙ: Тот, кто находит удовольствие в праздности и сне, безусловно, находится в гуне тьмы, невежества, во власти которой оказывается и тот, кто не знает, как следует и как не следует поступать. Для человека в гуне невежества все является иллюзией. Он не испытывает счастье ни в начале, ни в конце. Человек, находящийся под влиянием гуны страсти, может ощущать некое подобие счастья в начале, а в конце -мучаться и страдать, тогда как человек в гуне невежества, испытывает одни только страдания.
на тад асти пртхивйам вадиви девешу ва пунах саттвам пракрти-джаир муктамйад эбхих сйат трибхир гунаих на-не; тат-это; асти-существует; пртхивйам-на земле; ва-или; диви-на высших планетах; девешу-среди полубогов; ва-или; пунах-вновь; саттвам-существование; пракрти-джаих-созданных материальной природой; муктам-свободных; йат-это; эбхих-от их влияния; сйат-есть; трибхих-трех; гунаих-гун материальной природы. Нигде в этом мире -ни здесь, ни на планетах полубогов -нет ни одного живого существа, которое бы ни испытывало на себе влияние трех гун материальной природы.
КОММЕНТАРИЙ: Подводя итог вышесказанному Господь рассказывает здесь о влиянии трех гун материальной природы на всю вселенную.
брахмана-кшатрийа-вишамшудранам ча парантапа кармани правибхактанисвабхава-прабхаваир гунаих брахмана-брахманы; кшатрийа-кшатрии; вишам-и вайшьи; шудранам-шудр; ча-и; парантапа-о покоритель врагов; кармани-деятельность; правибхактани-разделена; свабхава-их природой; прабхаваих-порожденные; гунаих-гунами материальной природы.
|